Первооткрыватели Урая: Валентина Петровна Борисова

Первооткрыватели Урая: Валентина Петровна Борисова

В юбилейный год

Мы будем публиковать на страницах газеты воспоминания людей о становлении Урая, писать о знаковых событиях и выдающихся жителях, о том, каким был наш юный город и каким он стал сегодня.

У истоков строительства Урая стояли работники лесного хозяйства. Это они первыми заготавливали лес для лежневок, привозили материал для будущих домов. Благодаря их труду были построены первые деревянные многоквартирники и школы, детские сады «Ёлочка», «Сказка», «Голубок», клуб «Лесников», магазин № 5 и еще множество деревянных сооружений, большинство из которых сегодня уже не увидишь в нашем городе.

* * *

Первооткрыватели Урая: Валентина Петровна Борисова

В 1925 году в семье Петра Евгеньевича и Пелагеи Кондратьевны Рачковых в деревне Чугунаево Омской области родилась дочь Валентина. Времена были тяжелые: голод, холод, разруха. В конце 20-х – начале 30-х годов начались политические регрессионные действия правительства и местных властей. Эта беда коснулась и Рачковых. В декабре 1929 года на обозах десятки семей отправили на север, к Сургуту. Стоял сильный мороз, матери, чем могли, укутывали своих маленьких детей, укладывая их в подводы.

Валентина вспоминает, как она всю дорогу старалась выкарабкаться из накрывшей ее тряпки. Ведь, когда они выезжали из дома, Пелагея Кондратьевна завернула дочь в пуховую шаль, но «провожающий» сдернул ее с девочки и взамен бросил какую-то тряпку. Этот момент Валентина запомнила на всю жизнь.

– Мама, открой меня, я задыхаюсь, – просила девочка дорогой, но Пелагея Кондратьевна продолжала укутывать дочь, чтобы она не замерзла. И так было на всем пути.

Дорога длилась несколько дней, и вот на пути появилась какая-то деревушка. Подводы остановились, и тут случилось ужасное. Многие матери увидели своих задохнувшихся детей. Начался в округе страшный вой. Сопровождающие всех загнали в какую-то маленькую часовенку, плач продолжался. Тогда надзиратели приняли решение, что дальше подводы не пойдут.

– Мы так никого не довезем до Сургута, – говорили сопровождающие.

Людей разместили по квартирам, и до весны сосланные выживали на новом месте. Когда с реки сошел лед, всех загрузили на катера и повезли в сторону Сургута. Но до поселка не довезли 5 км, высадили на заболоченной местности.

Мужикам выдали топоры, пилы и заставили вести заготовку древесины. Были на первое время построены разные шалаши, позднее – срублены избушки, в которых можно было спрятаться от дождя и ветра. Женщины помогали своим мужьям. Спиленные лесины на лошадях подвозили к реке, там из веток березы делали вицы, скручивали их в кольца и сцепляли между собой по два бревна, потом закрепляли стволы друг с другом с двух сторон. Заготовка леса шла на протяжении всего лета. Ближе к осени всех мужиков на сплаве заготовленной древесины отправили по реке в Ханты-Мансийск, они должны были разобрать лес и перекатать лесины на берег Иртыша. Женщины с детьми остались на месте и стали ждать своих мужей.

Время тянулось, шли дни, недели, месяцы, закончилась зима, но мужчины не возвращались. И тогда женщины стали требовать, чтобы их с детьми отправили к мужьям. По осени переселенцев привезли в Лянино. Неделю ждали, когда придет ледокол, чтобы спуститься вниз по Оби. И вновь переселенцев ждала трудная дорога, ледоход пробивал лед и медленно шел к Ханты-Мансийску. Всех прибывших расселили в двух бараках на Перековке. Стали выдавать хлеб по карточкам: на детей ежедневно 200 г, а на работающих – 600 г.
К весне карточки отменили. На Перековке построили много ларьков, в которых стали получать на руки по одной буханке хлеба. Взрослые были на работе, поэтому за хлебом ходили дети.

Валентине было уже 8 лет, поэтому она всегда была рядом с 4-летним братом Фёдором. Каждое утро, крепко держа брата за руку, девочка шла за хлебом. И как бы ни сопротивлялся брат, она его тянула за собой. Ни крики, ни рев не могли помочь мальчику. Получив по булке хлеба в одном ларьке, девочка отламывала горбушку, давала ее брату и тянула его к следующему ларьку. Но больше четырех буханок девочка не могла нести.

Вскоре переселенцам предложили после работы строить себе жилье, чтобы остаться на постоянное место жительства в этом крае. Кто не согласился, тех отправили на Конду, где уже было шесть поселков. Так семья Рычковых переехала в Пятый поселок.

В школу девочка не ходила. Сначала на ее попечении был маленький братишка, потом Валентина стала трудиться наравне со взрослыми. С 12 лет она работала на раскорчевке леса вместе со своей мамой. Огромные пни с корнями женщины выкорчевывали при помощи лопаты и топоров. Во время перерыва между работой женщины отправляли Валентину за водой на болото.

– Сделаю ямку между кочек, налью воды в котелок и обратно. А женщины через ткань пьют, ведь в воде были не только корешки растений, но и живность, – вспоминает Валентина Петровна.

Валентина без дела не сидела: в то время, когда взрослые женщины отдыхали, девочка бегала за водой, а потом снова бралась за работу. Так трудились все лето, зимой выходили на валку леса.

Наступил страшный 1941 год. На лодках, неводниках, провожали мужиков на фронт. Добирались до Леушей, а там уже на пароходе до Ханты-Мансийска. Семнадцатилетней девушке и ее подругам пришли повестки в армию. Но вскоре было принято решение оставить молодежь дома, чтобы они убирали урожай с полей, ведь всех мужчин в округе призвали на фронт. Отца Валентины взяли в трудовую армию, он работал на шахтах, добывая уголь.

В послевоенное время Валентина Петровна работала на заготовке дров. Вся молодежь трудилась на Сухоборском лесоучастке. Однажды собралась бригада, которая должна сплавить заготовленный лес к Иртышу. Пообещали, что, кто будет участвовать в сплаве, того освободят от спецрежима. И когда плоты с лесом были доставлены до места назначения, Валентина вернулась на Сухой Бор и ее отпустили домой.

В 1948 году Валентина Петровна вышла замуж за Михаила Егоровича Борисова, который тоже жил в поселке переселенцев и занимался заготовкой леса в нашем крае. Он  всю свою жизнь отдал лесной промышленности, в Урай приехал с родителями с юга Тюменской (Омской) области в 30-е годы.

В 1949 году в семье Борисовых родилась дочка. Перед родами молодым дали маленькую комнатушку (отделили фанерой от общего помещения в клубе). Медпункта в Урае не было, поэтому рожать пришлось самостоятельно.

Семья Борисовых получила двухкомнатную квартиру. В квартире было две печки, одна – для приготовления еды, а другая – для отапливания комнат. Около дома был разработан большой участок земли, каждую весну высаживали до 50 больших ведер картошки. Ни о помидорах, ни об огурцах и других овощах еще не знали в семье Борисовых. Это позднее, когда в Урай стали приезжать с Большой земли люди и привозить с собой семена овощей, тогда и появились грядки, парники. С утра до вечера Валентина Петровна была в работе. Когда Валентина Петровна отдыхала, никто из детей не видел.

По материалам Ольги Гавриловой подготовила Ольга Ступак

Фото из архива семьи Борисовых


Зарегистрируйтейсь, чтобы участвовать в обсуждении.

Полезные ссылки