Пограничник – это навсегда

Алёна МОИСЕЕВА
Он до сих пор помнит строчки из строевых песен и мечтает сфотографироваться у пограничного столба со своим псом Тузиком. Спустя 58 лет Юрий Михайлович говорит о службе с теплотой. И не только потому, что на те годы пришлась его молодость. Армия научила не бояться трудностей и по-настоящему ценить дружбу.
Юрий Михайлович родился и вырос в Омске. Службу проходил в Гродековском пограничном отряде КГБ СССР в/ч 2019 в роте связи, старшим механиком радиостанции в звании сержанта. Служил три года – с 1959-го по 1962-й. Был награжден нагрудным знаком «Отличник погранвойск».
– Двенадцать суток добирались поездом, – вспоминает Юрий Михайлович долгую дорогу на Дальний Восток. – По прибытии прошли трехмесячный курс молодого бойца. Ребят потом направили в разные города, меня оставили в части водителем. Определили в роту связи, посадили на специальную машину, типа ямобура. Вдоль границы ездили, по заставам, следили за оборудованием и состоянием пограничных столбов.
Помимо участия в ремонтных работах, водителям приходилось, как и каждому солдату, нести часовую службу.
– По два человека заступали на пост с 20 часов вечера и на всю ночь. В любую погоду необходимо было быть настороже, – рассказывает бывший пограничник.
По словам Юрия Михайловича, время тогда было спокойное, вооруженных конфликтов не возникало. Однако случаи пересечения границы, в основном мирным китайским населением, случались нередко.
– Не раздеваясь, ложился спать. По тревоге нужно было вставать и бежать заводить машину, чтобы везти группу на место. Однажды с нашей стороны уголовники беглые попытались пересечь границу. Долго их искали, двое или трое суток. Нашли, – вспоминает Юрий Михайлович. – Заряженное ружье всегда должно было быть наготове у каждого пограничника. Если не от врага придется защищаться, так от лесного зверя. В Уссурийской тайге водилось много диких животных.
Обитатели заставы встречались с кабанами и даже тиграми.
– Едем как-то по старой китайской дороге, а на пути тигр огромный, метра полтора в высоту, косулю доедает, – рассказывает Юрий Михайлович. – Стрелять не стали. Подождали, пока уйдет. А он шмыг, такой, в чащу, как кошка, не слышно.
Служба научила Юрия Михайловича не бояться и быть готовым к любым неожиданностям, но самое главное – быть честным и порядочным человеком.
– Вот, говорят, дедовщина… Никогда у нас такого не было, – признается он. – Все друг за друга. А как иначе? Пошли в наряд вместе. Граница есть граница. Всякое может произойти. Нужно быть уверенным и в себе, и в товарище. Что он не бросит, и что ты, в случае чего, выручишь. Нас этому на политзанятиях учили всегда. Воспитывали.
С одним из своих сослуживцев Юрий Михайлович поддерживает связь до сих пор.
– Еще когда из Ярково ехали на службу, к нам по пути подсаживали многих ребят, деревенских. С Аркашкой мы сразу сдружились. Веселый парень. Все три года прослужили и демобилизовались вместе, в один день. Когда домой ехали, я у него в гостях побывал. Его родители как сына меня приняли.
После армии началась совсем другая жизнь. Юрий Михайлович женился, с семьей переехал в Урай. Трудился в нефтепромысловых организациях, прошел путь от шофера до начальника отдела эксплуатации автотранспорта. Сейчас, уже на заслуженном отдыхе, в свои почти восемьдесят лет он с удовольствием занимается огородом, любит ходить в лес и на рыбалку. По вечерам, сидя за чашкой чая, со своей женой, Верой Васильевной, Юрий Михайлович частенько перебирает старые фотографии и вспоминает о службе. В семье бережно хранятся парадная фуражка и погоны изумрудного цвета. Правда, не самого Юрия Михайловича, а его сына. У супругов выросли два мальчика, и оба служили в погранвойсках. После династию продолжили и племянники Юрия Михайловича. Хорошо, если эту эстафету подхватит и следующее поколение Плесовских, сохраняя славные традиции мужества и чести.
Фото автора