Три тысячи километров и десять лет успеха

Влад ШАБУРОВ

Если все дороги, которые обслуживает «Нефтедорстрой», вытянуть в одну, получится путь от Урая до Санкт-Петербурга и еще чуть-чуть дальше. Их общая протяженность – порядка трех тысяч километров.

Конечно, это не федеральные трассы, не все покрыты асфальтом или выложены «бетонкой», есть и дороги щебеночные, и «грунтовка». Но и без того все это хозяйство занимает территорию не самой маленькой европейской страны. Только условия не европейские: снегопады, морозы, как местная экзотика – зимники, и главная особенность – примерно три четверти всех километров «Нефтедорстроя» проложены по болотам.

Казалось бы, первые дороги пришли в наш край вместе с нефтяниками. Однако ведущему дорожному предприятию, работающему с ними, только что исполнилось всего-то десять лет.

– Как так получилось? – спрашиваю директора ООО «Нефтедорстрой» Вячеслава Морякова. – И как начиналась новейшая история предприятия?

– Вы правы, его история начинается все-таки не с 1 июля 2010 года, когда предприятие было образовано в современном виде, а гораздо раньше. Впервые оно было создано почти сорок лет назад, в 1982 году. Тогда из состава НГДУ «Урайнефтегаз» было выделено отдельное дорожное ремонтно-строительное управление, которое должно было содержать дороги именно «Урайнефтегаза».

Потом оно прошло через различные этапы реструктуризации: входило в состав Урайского УТТ-2, отделялось от него, присоединялось к УТТ-1. А в 2010 году было принято решение выделить содержание и ремонт автомобильных дорог в отдельный вид бизнеса, и с 1 июля мы снова стали самостоятельным предприятием. И мне предложили его возглавить. К этому времени у меня уже было лет девять директорского стажа – сначала руководил Советским УТТ, потом работал в Когалыме и вот – вернулся в свой родной Урай.

– Ну а десять лет тому назад вы тоже начинали не на пустом месте?

– Конечно. Нам передали технику, базу, включили все это в уставной капитал. Ну а думать, как жить, работать, как улучшать условия труда, откуда возьмутся средства для этого, должны были мы сами.

И если сегодня подводить итоги, пожалуй, можно сказать, что решения, которые мы принимали, оказались правильными и себя оправдали. Например, это замена транспорта, пусть на более дорогой, но более производительный, или отказ от самостоятельного ремонта.

– Представить себе не могу!

– Да, у нас нет слесарей, и мы не ремонтируем технику. Ведь узлы и детали проще отправить на капитальный ремонт тем, кто специализируется именно на этом, а здесь только производить их замену…

А одним из самых главных, стратегических было решение о том, что нельзя ограничиваться объемами работ на одного единственного заказчика – компанию «ЛУКОЙЛ», что надо развивать свой бизнес, активнее заявляться на торги, тем самым делая его более устойчивым. Сегодня наше предприятие оказывает услуги нефтяникам – примерно 40-45 % в нашем портфеле составляет доля компании «ЛУКОЙЛ», примерно процентов 30 – доля «Роснефти». Среди наших заказчиков также «Транснефть», а еще – муниципалитеты: наш родной город и поселок Каменный. И, конечно, мы занимаемся строительством и обслуживанием межмуниципальных зимников.

– Но городские контракты, как я понимаю, занимают не очень большое место в вашем деле?

– В принципе, да. В среднем в разные годы пять-шесть, максимум семь процентов. Но они для нас очень важны, а потому – очень ответственны.

– Специфика работы в городе чем-то отличается?

– Конечно, больше работ строительного характера – с использованием бордюрного камня, с асфальтом, с обустройством «ливневки», благоустройством и сопутствующими работами. Но все они тоже относятся к нашей сфере деятельности.

– Как вы принимаете решения – сами, волевым порядком или как-то иначе?

– Быстрые решения – это, наверное, не наш метод. Нужно все положить на бумагу и все просчитать: к чему это может привести как минимум через год, через два. Для этого собираются совещания, рассматриваются разные предложения, варианты. И так мы находим оптимальные решения.

Непросто их принимать, когда за тобой большой коллектив. Если десять лет назад на предприятии было не более полутора сотен сотрудников, то сейчас у нас работает примерно триста пятьдесят человек. И нужно всегда помнить о том, что ты несешь ответственность перед всеми. В их интересах, чтобы предприятие успешно работало, и они делают для этого все. Соответственно, наш «Нефтедорстрой» развивается, покупает новую технику, улучшает условия труда и ежегодно повышает заработную плату. И ты сам тоже делаешь все, чтобы предприятие успешно работало.

– Кстати, об успехах. За десять лет коллектив вырос более чем в два раза. Ну а производство?

– Объемы работ за это время, по самым грубым оценкам, выросли раз в пять.

– То есть, если оценивать тоже очень приблизительно, то в два, а то и в два с половиной раза увеличилась производительность труда и эффективность самого предприятия?

– Производительность действительно выросла. Но конкретной цифры я сейчас назвать не готов. Скажу, что и по остальным показателям у нас тоже отмечается очевидный и неплохой рост.

– Вы сказали, что чувствуете ответственность перед людьми. А кто они?

– Средний возраст рабочих нашего предприятия – чуть больше сорока лет. Но у нас трудятся и люди, которые начинали свою деятельность если не с самого первого дня основания предприятия – нашего предшественника, то с 1985, с 1988 года точно.

– А молодежь? Вы ее принимаете? И как отбираете сотрудников?

– Когда объемы работ позволяют, прием на работу открыт, мы берем всех желающих. Самое главное, чтобы у них не было медицинских противопоказаний и имелось хотя бы начальное профессиональное образование (например, машинист грейдера, тракторист, бульдозерист).

А там уже и жизнь, и работа сама отберет – не ответственные и не желающие трудиться уйдут, а те, кто хочет расти в профессиональном мастерстве, будут повышать разряды, классность. Соответственно, увеличится и их заработная плата.

– Каковы перспективы самого предприятия?

– Они в том, чтобы просто продолжать работать. Всем – и рабочим, и ИТРовцам, и директору в том числе, принимая адекватные решения. И тогда все хорошо будет. Будет работа – будет и предприятие.

Фото автора


Зарегистрируйтейсь, чтобы участвовать в обсуждении.

Полезные ссылки