Старая версия сайта доступна по адресу old.infoflag.ru.

Было-стало: улица Узбекистанская

Было-стало: улица Узбекистанская

В детских воспоминаниях осталась бесконечная череда самосвалов, сменяющих друг друга каждые три-пять минут и песчаная трасса, шаг за шагом медленно наступающая сквозь болото. Так в Урае рождалась вторая, параллельная улице Ленина, транспортная магистраль города, прежде официального имени получившая народное название «БАМ».

Урайская тезку знаменитой Байкало–Амурской магистрали строили в те же годы, что и знаменитую железную дорогу, ставшую настоящим символом эпохи. Поначалу, когда строительство только начиналось, в слове «урайским БАМ» слышалась скорее ирония. Даже не верилось, что там, где горожане еще недавно собирали морошку, действительно пройдет дорога.

Но вскоре от оттенка иронии не осталось и следа – дорогу построили всего лишь за год. А вот слово «БАМ» осталось. Нет-нет, да и услышишь его в речи коренных урайцев. Но гораздо чаще звучит второе, официальное название, которое получила эта улица, названная в честь дорожных строителей республики Узбекистан. Которые к тому же, тоже трудились по-бамовски – ударными темпами. В любую погоду рабочие шаг за шагом, прокладывали дорогу, которая по идее должна была разгрузить центральную улицу Ленина от тяжелого транспорта – грузовиков, прицепов и пр.

Сегодня уже мало кто помнит, что представляла собой территория, на месте которой сейчас протянулась улица Узбекистанская. До начала 80-х на том месте была проложена лежневка, и только потом, немного позднее, началось строительство дороги – сначала из плит, а впоследствии была проложена бетонка.

Для освоения недр Западной Сибири по решению правительства в Ханты-Мансийский автономный округ в 1980 году из Узбекистана был направлен первый эшелон с техникой, оборудованием и небольшой группой дорожных строителей. Так, в Западной Сибири стал работать интернациональный коллектив из Минавтодора Узбекской ССР. На следующий год в Шаимском регионе высадились первые специалисты, изыскатели. Вот как вспоминал начальник производственного объединения «Урайнефтегаз» Александр Николаевич Филимонов об этом событии: «После Постановления Правительства в 1980 году №240, когда республика Узбекистан была прикреплена к Нягани – обустроить дорогами с твердым покрытием Красноленинского свода, мы договорились, что за счет перевыполнения плана будут построены взлетно-посадочная полоса в Урае и другие объекты».

Поздней осенью 1981 года в районе аэропорта появился небольшой строительный участок, который и дал начало тресту «Узурайдорстрой». Несколько жилых вагончиков, растворобетонный узел да дорожная техника составляли весь арсенал нового подразделения, прибывшего из Ташкента, чтобы внести свою долю в дело освоения Западной Сибири.

Дорожные плиты улицы Узбекистанской были изготовлены на Куйлюкском заводе под Ташкентом. Вся продукция этого завода шла со знаком качества, на севере она полностью оправдала себя. Дороги, выложенные такими плитами, не требовали ремонта, хотя срок их эксплуатации всего пять лет. Узбекистан полностью отвечал за свой десант в Западной Сибири и старался обеспечить его всем необходимым.

В 1998–2000 годах улица Узбекистанская была реконструирована: было выложено качественное асфальтовое полотно, ливневая канализация, светофоры, тротуары.

Сейчас же, глядя на этот исторический участок города, даже и не поверишь, что когда-то на этом месте был болото, и лишь несколько деревянных домишек свидетельством того, что здесь живут люди и кипит повседневная жизнь небольшого города нефтяников.  «Узурайдорстрой» был ликвидирован 2004 году. Но в Урае помнят и чтут заслуги строителей из дружественной республики. Министр строительства Узбекской ССР Юнусов Рустам Расулович удостоен звания  Почетного гражданина нашего города.

Сегодня на улице Узбекистанской находится школа-гимназия, Храм Рождества Пресвятой Богородицы, Урайский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, Мемориал памяти, свое начало берет и Аллея мира. А совсем недавно, нефтяники сделали урайцам подарок – стены, которые идут по «БАМу» теперь украшает тематическая композиция-граффити.

По информации Музея истории города подготовил Влад Шабуров


Зарегистрируйтейсь, чтобы участвовать в обсуждении.

Полезные ссылки