Снова на чемоданах

Урайцы предпочитают пляжный отдых активному, а среди направлений для путешествий чаще всего выбирают Турцию. О туристических предпочтениях горожан и о том, как они изменились в пандемию, мы поговорили с профессиональным тур-менеджером Луизой Домашевой.
Самоизоляция и тотальное закрытие границ этой весной привели к большим проблемам в туристической индустрии. Многие туроператоры перестали существовать и только сильнейшим удалось вернуться на рынок. Урайским филиалом одной из таких турфирм руководит наша собеседница. Луизу Домашеву всегда привлекала именно эта отрасль, а восемь лет назад она решилась открыть в нашем городе офис одной из крупнейших туристических компаний.
– Этот сегмент рынка мне действительно интересен, и я занимаюсь своим делом с удовольствием, – призналась она.
– Какие личные качества необходимы профессиональному тур-менеджеру?
– В этой профессии важна стрессоустойчивость. Потому что при общении с людьми бывают разные ситуации, когда важно сохранять самообладание. Нельзя повысить голос, например, когда клиент приходит с негативом. Много таких качеств, которые не должны идти вразрез с принципом «клиент всегда прав». Нужно уметь в любой момент решить ситуацию так, чтобы человек остался доволен.
– В чем особенность работы в таком маленьком городе, как Урай?
– Кто-то съездит в отпуск и начинает рассказывать родственникам, друзьям, где лучше приобрести путевку. В качестве рекламы в городе работает только сарафанное радио.
– Какие направления для отдыха пользуются популярностью среди урайцев?
– Абсолютный лидер – Турция. Урайцы предпочитают пляжный отдых, именно на этот вид путешествий приходится 95 % приобретаемых туров. Мы живем в районе, приравненном к Крайнему Северу, всем необходимо подзарядиться иммунитетом и отдохнуть. Очень редко продаем экскурсионные туры по Европе и России, автобусные туры – таких направлений бронируем очень мало. В этом году многим пришлось отдыхать в России, так как все границы были закрыты. Пользовались популярностью курорты Сочи, Крыма, Анапы, Геленджика. После того как открыли Турцию, больше бронирований пошло именно по этому направлению.
– Появляются ли какие-то новые интересные виды отдыха? Я, например, слышала про кулинарные и этнотуры.
– Про кулинарные я не слышала и не встречала таких программ. Есть туры на Байкал, на Камчатку, в Калининградскую область – это более новые направления, которые позиционируются под брендом «Знай наше». Еще есть Алтай, лечебные озера, это направление очень хорошо спрашивают в этом году. А вообще, активный отдых пользуется популярностью в таких городах, как Москва, Екатеринбург, Питер и других мегаполисах. Люди, которые живут в миллионниках, уже пресытились пляжными направлениями, рынок путешествий расширяется, появляется что-то новое. Например, горнолыжные курорты. У нас таких бронируется очень мало.
– Как влияет на туриндустрию возможность путешествовать самостоятельно? Ведь сейчас есть множество приложений для бронирования отелей и покупки билетов.
– Конечно, это приводит к потере клиентов. Но нужно понимать, что самостоятельный турист всегда менее защищен. Когда человек покупает тур через агентство, хороший туроператор берет все риски на себя. Мы также можем забронировать отдельно перелет на любых рейсах и проживание. Цена будет, как на «Букинге» и остальных сайтах. Когда человек покупает пакетный тур, мы контролируем, чтобы до него вовремя была доведена вся информация о времени вылета, чтобы туриста забрали. Но, когда он ездит самостоятельно и где-то себе заказал такси, которое по пути сломалось, и самолет улетел, туристу необходимо брать новые билеты. А если это происходит в рамках пакетного тура, туроператор несет ответственность и может задержать самолет, либо предоставить возможность улететь на ближайшем рейсе.
– Среди ваших клиентов были те, кто не смог вернуться домой из-за начала пандемии?
– Нет. Тех, кто не смог вылететь из-за границы, не было. Все вернулись домой вовремя.
– Пандемия сильно ударила по туристическому бизнесу. Как вам удалось выжить?
– Когда была закрыта Россия и нельзя было путешествовать, мы были в минусе и пережили все это за счет резервного фонда, который был создан компанией на такой случай.
– Профессия дает вам возможность путешествовать больше других?
– Да, конечно. У нас в компании есть инфотуры. Это рекламно-информационные туры, которые помогают сотрудникам изучить ту или иную страну, отельную базу, в которой работает туроператор, какие-то религиозные особенности местного населения. У каждого клиента есть свои критерии. Кому-то необходима, например, активная анимация в отеле. И я, благодаря инфотурам, знаю, в какой отель можно таких людей отправить. А кому-то нужна анимация софт – легкая и ненавязчивая. Некоторым людям важно, чтобы отель был на первой линии, а некоторым – нет. Тонкости для каждого потребителя позволяет грамотно изучить возможность, увидеть все своими глазами.
– Сколько стран вы посетили?
– Точно не скажу, но порядка 25.
– Какие ваши любимые направления и почему?
– Объединенные Арабские Эмираты, остров Пхукет в Таиланде и Куба. ОАЭ отличаются от всех других стран. Там все по-другому, все сделано для людей. Уровень отелей, менталитет местных жителей – совершенно иной. Если пляж, то шикарный, как и море, даже если он бесплатный. А еще там можно съездить в «Дубай Молл» и провести шопинг, причем купить мировые бренды можно намного дешевле, чем в России. Там очень красиво и всегда есть на что посмотреть. То же метро, в нем просто приятно прокатиться. Самый хороший сезон в Объединенных Арабских Эмиратах – это осень, когда нет такой жары, как летом, в 50–60 градусов. Сейчас в ОАЭ около 35 – достаточно комфортная температура.
Пхукет и вообще Юго-Восточная Азия отличается от других стран тем, что турист не привязан к отелю. Можно приехать, заселиться и свободно гулять, где и когда хочешь. А еще там очень своеобразная кухня. Например, многими любимый суп том-ям. В Таиланде много красивых мест, например, Симиланские острова. Глядя на эту красоту, не веришь своим глазам, будто смотришь не по-настоящему, а на картинку. Лучшее время для отдыха в Таиланде – с ноября по март.
Куба – сама по себе очень бедная страна. Там нет шикарных отелей, таких удобств, как в ОАЭ. Там все просто, но Карибское море – самое красивое, какое я только видела. Туда стоит ехать, только чтобы его увидеть.
– Что бы вы посоветовали российским турбазам, чтобы привлечь больше туристов?
– Выходить на крупных туроператоров, заключать с ними прямые контракты, чтобы они могли обеспечить поток. Можно, например, создавать какого-то внутреннего туроператора. Не агента, как мы, мы просто продаем, а именно туроператора, который формирует этот продукт, включает в него проживание, трансфер, перелеты, доставку людей, медицинскую страховку. Чтобы был объем, нужно заключать контракты с крупными игроками бизнеса и туроператорами внутреннего туризма. Они обеспечивают большой поток. Без потока базы отдыха могут просто прогореть, ведь сумма их инвестиций не будет окупаться долгими десятилетиями.
В условиях пандемии многие коллеги Луизы в больших городах России закрылись. Она назвала цифру около 40 %.
– Это очень тяжело, турбизнес несет огромные убытки из-за этого всего. Многие закрылись и даже не хотят продолжать работать в этом сегменте. Мы сильные. Мы остались.
Фото из архива Луизы Домашевой