Где работать предпенсионеру?

Где работать предпенсионеру?
При трудоустройстве решающую роль все же играет не возраст, а опыт и компетенции

Если даже человеку за 40 трудоустроиться проблематично

В последнее время в телевизионных передачах довольно часто говорят о том, как уже сейчас легко, а в дальнейшем будет еще проще найти работу тем, кому за пятьдесят. Создается впечатление, что руководители всех учреждений и организаций только и ждут, когда в их кабинетах появится солидных лет гражданин и предложит свои услуги.

Мне пока не 50. До заслуженного отдыха остается фактически пара десятилетий. «Но коль скоро работодатели ждут не дождутся предпенсионеров, то тех, кому за 40, они и вовсе должны принять с распростертыми объятиями и радостными лицами», – решил я и попробовал устроиться на работу по своей первой специальности. Было это  не так давно в Екатеринбурге.

Я вытащил из шкафа доставшийся в суровые девяностые потом и кровью и уже покрытый слоем пыли диплом экономиста и начал писать резюме. О том, что оставил эту профессию давным-давно, умалчивать не стал. Полагал, что мои претензии на невысокие должности не должны помешать заветной мечте. Указал и уже, мягко говоря, не совсем молодой возраст – 44 года.

Резюме отправил в несколько фирм. Среди них были и известные даже за границей крупные предприятия, и появившиеся недавно организации, относящиеся к малому и среднему бизнесу. В этих конторах подкупили неплохие зарплаты. Но приглашений на собеседования мне было дождаться не суждено.

– Видимо, из-за возраста? – поинтересовался я у директора агентства по подбору персонала.

– Да не в нем дело, – парировал он. – Руководителей, скорее всего, смутил очень большой перерыв в вашей работе по этой специальности. Они не уверены, что вы сможете быстро освоиться в их организациях.

И все же мой собеседник дал некоторым моим ровесникам и старшим товарищам повод для робкого оптимизма. По его словам, квалифицированные инженерно-технические работники, а также люди с учеными степенями в предпенсионном и даже пенсионном возрасте сегодня могут найти интересную и хорошо оплачиваемую работу. А уж 40-летние – тем более.

– В этой сфере первостепенное значение имеют опыт и профессиональные знания, которыми не обладают молодые соискатели. К тому же «ветераны» получали образование в советские времена, когда уровень подготовки инженерных кадров был очень высок, – сказал директор агентства.

И добавил, что, когда квалифицированные специалисты достигают пенсионного возраста, их не отправляют на заслуженный отдых. Кое-где есть сотрудники, которым уже за девяносто!

Другая категория работников, которых трудоустраивают в немолодом возрасте, это пролетарии высокой квалификации. Более того, их и уволить проблематично, даже если есть за что. У многих из них золотые руки, таких сейчас днем с огнем не сыщешь. Их попросту некем заменить, ведь нынешняя молодежь не любит и не умеет работать руками. Некоторые даже не знают, как вбить гвоздь.

Однако представителям других профессий, которые перешагнули пятидесятилетний рубеж, устроиться на работу очень сложно. По словам экспертов, для этого есть несколько причин. Объективные – пожилые кадры не так мобильны и одержимы делом, как их молодые коллеги, они чаще берут больничные листы. «Ветеранов» сложно заставить работать внеурочно, выйти на службу в выходной день. Плюс многие не совсем хорошо владеют компьютерами.

Есть и субъективные факторы: руководители многих фирм, которые занимаются торговлей, туризмом, связью, информационными технологиями, и сами не старше 30–35 лет. Они не хотят иметь в подчинении годящихся им в отцы сотрудников. Считают, «старики» не понимают современной деловой этики: опираясь на свой опыт, они начнут давать советы, вносить «неуместные» предложения. Одним словом, морочить голову, подрывать авторитет начальника.

Я понял, что приличную работу мне не найти, но решил продолжать попытки. Открыл одну из специализированных газет. Обратил внимание на большое количество вакансий: «администратор», «помощник руководителя», «консультант». Правда, практически ни в одном объявлении не указывалось название организации, где требуются такие специалисты. Позвонил по одному из телефонов. Меня пригласили на собеседование.

Выяснилось, что я пытаюсь устроиться в центр, который специализируется на китайской медицине. Мне сказали, что нужно консультировать и оформлять пациентов, заключать с ними договоры. Поинтересовались, сколько мне лет, где я работал раньше, хорошо ли контактирую с людьми. Через несколько часов перезвонили: вы нам подходите, приезжайте оформляться.

Я вновь помчался в офис медцентра. Меня приветливо встретили, но ошарашили «правилами» приема новых сотрудников.

– У нас такой порядок: перед оформлением вам нужно пройти пульсовую диагностику. Ее стоимость – тысяча рублей. На какое число вас записать?

Немного подумав, я согласился. В конце концов, тысяча рублей – не такие уж большие деньги, а лишний раз проверить свое здоровье совсем не вредно.

Устное заключение проводившего диагностику врача несильно отличалось от того, что мне говорили раньше. Получив от меня деньги, в медцентре выдали чек. Это внушило доверие. Правда, написать заключение врач отказался.

– Теперь уже можно оформляться на работу? – спросил я.

– Нет. По нашим правилам, вам надо пригласить на диагностику еще одного человека. Врач выпишет ему лекарства, которые он купит в нашем центре. Вы получите с этого процент. И сразу приступите к работе, – возразили мне.

Больше я в эту клинику не звонил.

Стало ясно, что речь идет о разновидности сетевого маркетинга. Подобные фирмы, которые сейчас растут как грибы после дождя, принимают на работу людей без ограничения в возрасте. Некоторые из них даже за свой счет обучают потенциальных сотрудников. Но, как правило, прежде чем приступить к работе, надо либо что-то купить, либо платно воспользоваться какой-то услугой. Чаще всего люди просто теряют деньги.

Я предпринял решающую попытку. За короткое время и не очень большие деньги прошел переобучение по рабочей специальности. Далось оно, честно скажу, нелегко. Особенно трудно было вникать в суть специализированной терминологии. Но все же метко «отстрелялся» на экзамене и выдержал практику в железнодорожном депо. Оставалось заключить с этой организацией трудовой договор. Увы, срезался на медкомиссии, где сказали, что у меня есть противопоказания по зрению и работать по этой специальности мне запрещено. Странно, ведь об этом не предупредили в учебном центре перед началом занятий. В еще одной организации мне откровенно дали понять, что им нужен человек с опытом работы. Тратить время на мое обучение новой профессии никто из руководителей и опытных сотрудников не будет. У них и без того дел хватает. А знания, полученные в учебном центре, я должен забыть. Потому что теория – это одно, а практика – совсем другое.

Примерно то же самое услышал один мой 58-летний знакомый, человек с тремя высшими образованиями, отдавший педагогической работе 34 года сознательной жизни и уволенный по сокращению штатов. Переобучение не помогло и ему. Устроиться он сумел только заправщиком на АЗС.

«Не надо оваций, – сказал я себе слова Остапа Бендера и перефразировал сына турецкоподданного: – Экономиста и рабочего из меня не получилось. Придется доставать из шкафа второй диплом – журналистский».

И надеяться на то, что к тому моменту, когда я стану гражданином предпенсионного возраста, мои ровесники и работу достойную смогут получить в случае необходимости, и приличное пособие в центре занятости, и новую специальность без каких-либо ограничений.

Фото из интернет-ресурсов


Зарегистрируйтейсь, чтобы участвовать в обсуждении.

Полезные ссылки