Тренер, ставший доктором

Анатолий Мерзляков тщательно просчитывает вес штанги для каждого ученика
Мы продолжаем серию материалов, посвященных адаптивному спорту. Тренер-преподаватель по пауэрлифтингу Анатолий Мерзляков занимается со своими подопечными только два года, но за столь короткое время улучшились не только результаты ребят, но и состояние их здоровья.
Мое первое интервью с Анатолием Мерзляковым состоялось после проведенных им занятий со спортсменами. Анатолий Валентинович рассказывал тогда о своих победах на чемпионатах страны и мира среди ветеранов и о подопечных, преуспевавших на всероссийских и международных соревнованиях, а я все пытался понять, как же ему удалось вывести на высочайший уровень самого себя и учеников. Вроде бы и тренируются атлеты по схожим методикам, и снаряды у них мало чем отличаются друг от друга, да и сам Анатолий Мерзляков не занимался пауэрлифтингом профессионально, «качаясь» лишь в свободное от работы время. Его основная специальность не имеет отношения к спорту. Он начал тренировать, только когда стал пенсионером. А вот, поди ж ты: у других спортсменов и наставников успехов нет, а у Анатолия Валентиновича есть!
Человек с особенной аурой
Поиск секрета феномена Мерзлякова побудил меня вспомнить простую истину о том, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Она и привела меня в спортивный комплекс «Олимп» на тренировку, которую специалист проводил с атлетами с ограниченными возможностями. Общение между учителем и учеником шло на равных. Если Анатолий Валентинович и пожурит кого-то, то лишь в шутку, дружески потрепав по голове. А задания дает совсем не в приказном порядке. Глаголы повелительного наклонения в его лексике практически отсутствуют.
– Санёк, а давай-ка выполни на два повторения четыре подхода с весом 75, – предлагает он одному из подопечных. И тот, улыбаясь, делает то, что ему предлагают.
– Ну а тебе, Колян, надо бы в жиме три по 65, – советует тренер другому ученику. Последний с радостью выполняет названное упражнение.
«Хоть бы мне, что-ли, чего-нибудь предложил, – подумал я тогда. – Тоже бы с удовольствием позанимался». Какая-то особенная аура у этого человека. Он способен притягивать к себе других людей, начиная от младших школьников и заканчивая чиновниками. Недаром в свое время тренировки Анатолия Мерзлякова по силовой гимнастике посещал бывший глава Урая Алексей Забозлаев.
Но сплачивать вокруг себя людей – это одно. Куда сложнее делать из них чемпионов. Особенно если человек испытывает проблемы со здоровьем. Группу из таких ребят Анатолий Валентинович принял в 2018-м.
– Не скрою, колебался тогда, – признается Мерзляков. – Все-таки к этим людям нужен особый подход. Но уж очень коллеги просили позаниматься с ними. Ребята ведь тогда без тренера остались. Да и был у меня опыт работы с таким спортсменом. Причем небезуспешный. В конце концов я согласился, о чем ничуть не жалею. Общий язык мы нашли быстро.
А о чем, собственно, жалеть, если прогресс налицо?! За два года его ученики Александр Романовский, Николай Угрюмов, Егор Богданов и Иван Рябов доросли до сборной Югры.
Спорт – лучшее лекарство
О том, какую пользу приносят тренировки Анатолия Мерзлякова спортсменам, стало ясно после общения с мамой одного из них, Ольгой Угрюмовой.
– Для ребят Анатолий Валентинович как отец, – считает она. – Им очень важно мнение тренера. При нем они не балуются. Он никогда не ругает ребят. Я очень хотела, чтобы мой сын занимался у этого специалиста. Ради этого даже в городскую администрацию ходила. Очень хорошо, что мне пошли навстречу. Когда мой ребенок начал тренироваться с Анатолием Мерзляковым, его результаты резко пошли вверх. Только за два месяца они улучшились вдвое. Тренер тщательно просчитывает мальчишкам все нагрузки. Если раньше Николай занимался только жимом, то теперь – всеми видами троеборья. То же самое можно сказать и об остальных спортсменах. У моего сына очень тяжелое заболевание – аутизм. И кажется, он единственный в Урае аутист, серьезно занимающийся спортом. Раньше одну единственную просьбу ему нужно было повторить 25 раз подряд. Сейчас он понимает тренера почти с полуслова. Коля научился считать. Тренировки помогают ему интуитивно запоминать числа. На физкультуре в школе с ним занимались индивидуально, сдувая с него пылинки. Поначалу нас и в секцию не хотели брать. А сейчас здоровье Николая неуклонно улучшается. Советую родителям, оказавшимся в моем положении, не терять надежду. И тогда все пойдет на лад. Спорт очень помог моему сыну. Очень хочу, чтобы Коля занимался пауэрлифтингом профессионально…
Дальнейшие комментарии, пожалуй, излишни.
Фото автора