Старая версия сайта доступна по адресу old.infoflag.ru.

Заявка за банку икры

Заявка за банку икры
Леонид Шор (слева) и легенда киевского «Динамо» и сборной СССР Владимир Мунтян

Есть редакционные задания, очень похожие на премии. Когда собеседник настолько интересен  и неординарен, что слушать его можно до бесконечности. Бывший урайский футболист и тренер Леонид Шор, ныне проживающий в американском городе Детройте штата Мичиган, как раз из таковых. Два часа нашего разговора (спасибо современным технологиям) пролетели в мгновение ока.

В его начале я поинтересовался у Леонида Сеневича, каким образом он оказался в Урае.

– Нельзя не вспомнить ставших практически легендарными Виктора Муравленко и Фармана Салманова. Они имеют к моему появлению в Урае косвенное отношение. Виктор Иванович курировал тюменский «Нефтяник», в котором я играл в 1970 году. Футбол он не сильно любил, но спрос со спортсменов у него был строгий. Нельзя не вспомнить и о том, что вместе с подъемными и премиальными наша зарплата превышала 1 000 рублей в месяц. Нас такое положение дел вполне устраивало.

И вот однажды, взяв в гостях три очка из четырех возможных, мы вернулись в Тюмень и получили вызов к нему на «ковер». Думали, подогреет еще чем-нибудь. Дудки! Виктор Иванович оказался недоволен тем, что мы привезли лишь три, а не четыре очка, и распорядился лишить нас всех надбавок, оставив только 300-рублевые оклады. Этот максимализм героя тогдашнего времени ничуть не прибавил нам настроения.

Тем временем в Урае на глазах у Фармана Салманова, к слову, бывшего футболиста, местная команда потерпела фантасмагорическое поражение сборной Горноправдинска со счетом 0:15. Очевидцы утверждали, что на еще одной живой легенде не было лица. «Как??? – негодовал Фарман Курбанович, обрушившись на председателя исполкома Урая Роберта Мкртычева. – Первый нефтяной город вчистую разгромлен крохотным поселком!!!» – «Так ведь у них скрытые профессионалы со всего Союза собраны!» – произнес тот. И уже во время этой фразы понял, как исправить ситуацию.

На нас, пребывавших в Тюмени, гонцы от урайского исполкома вышли довольно быстро. Условия пообещали сказочные. Помимо жилья и сразу же по 500 рублей на руки каждому выдали специальные синие паспорта для жителей регионов, приравненных к Крайнему Северу. Они позволяли проживать в Урае и не потерять прописку на Большой земле. Потом всех нас оформили операторами на РИЦ-2, чтобы у нас был трудовой стаж. А в целом зарплата была побольше тюменской. Мы обязаны были отблагодарить урайцев за такое теплое отношение. И уже в 1971-м стали чемпионами Тюменской области. А у Горноправдинска, само собой, взяли реванш.

– Что вам больше всего запомнилось во время работы с «Нефтяником»?

– Эпопея с заявкой команды на первый чемпионат России 1992 года. Возглавлявший «Урайнефтегаз» Александр Путилов постоянно говорил нам: «Городу нужна своя футбольная команда! Будут проблемы – обращайтесь. Решим все вопросы». Когда  нас включили во вторую лигу, появилась необходимость резко усилить состав из приезжих футболистов. Им и условия нужны были соответствующие. Александр Путилов свое слово сдержал, но это было еще полдела.

Значительную часть команды – ребят, игравших в украинских клубах, – нам помог сформировать друг моего детства,  семикратный чемпион СССР, обладатель Кубка кубков и Суперкубка УЕФА, заслуженный мастер спорта Владимир Мунтян, с которым мы вместе росли в Киеве. Из них лучшим был быстрый и маневренный левый нападающий Руслан Яловенко, мгновенно принимавший правильные решения на поле. Ну а сам я нашел вратаря с реакцией Д’Артаньяна Олега Масленникова из Владимира. «С этими двумя, – подумал я, – мы в любительскую лигу точно не вылетим». Осталось поехать в Москву и заявить всех новичков за урайский «Нефтяник» на участие в чемпионате.

Приезжаю в Российский футбольный союз. Нахожу нужный кабинет. У него – гигантская очередь. Каждый из них – с огромным баулом, как челнок, приехавший из Турции. Все они смотрят на меня с саркастическими ухмылками, потому что я держу в руках один лишь дипломат с документами футболистов.

Каково же было мое удивление, когда сказали, что я их неправильно оформил. До начала чемпионата остается десять дней. Благо в очереди нашелся добрый человек и сказал, что я должен делать. Лечу в Урай. Говорю о случившемся Александру Евгеньевичу. Тот решает вопрос. Лечу обратно в Москву. Только теперь тоже с баулом.

Захожу в знакомый кабинет Российского футбольного союза. Увидев баул, его хозяин улыбнулся и сказал: «Ну вот, совсем другое дело! А ну-ка открой! Таак. Хто тут у тебя? Яловенко? Вон ту банку икры давай! Ставим плюс!  А этот, как его, Масленников? Нельма сойдет!» Вот таким сказочным образом мне довелось оформить заявку урайского «Нефтяника» на участие в чемпионате нашей страны.

Фото из личного архива Леонида Шора


Зарегистрируйтейсь, чтобы участвовать в обсуждении.

Полезные ссылки