Вдохновляться любовью

Живопись – одно счастье на всех
Александра Викторовича Юрченко знают в нашем городе многие. Самодеятельный художник, член городского творческого объединения «Скиф», он не раз принимал участие в различных выставках. Оказалось, что у него рисует вся семья. Юрченко так и говорят: «Мы черпаем вдохновение и поддержку друг от друга».
Мечты детства
Я ближе познакомилась не только с Александром Викторовичем, но и с его супругой Натальей, дочерями Марией, Василисой и сыном Демьяном.
Глава семьи признался, что мечтал стать художником с детства.
– Посылал свои рисунки в журнал «Мурзилка» и получал дипломы, – говорит он. – Особенно мне нравилось изображать Гагарина с ракетой «Восток» (смеется).
В юности свое увлечение Александр Юрьевич не оставил и намеревался связать с творчеством профессию. Но…не сложилось.
– В училище, а поступал я в Алма-Ате, мне сказали: «Нам вас нечему научить, езжайте в академию», а в академии: «Без училища взять не можем». Вот такая история, – поясняет художник.
Он освоил техническую специальность и продолжил заниматься любимым делом, что называется, для души. Работает он в «Урайнефтегеофизике». Рисует дома по вечерам и выходным.
Кстати, Александр Викторович уверен, что математический склад ума идет только на пользу творчеству.
– Искусство и математика неразделимы. Вспомните хотя бы золотое сечение, – поясняет художник.
Эту теорию лишний раз доказывает факт, что супруга Александра Викторовича тоже художница-любитель и вместе с тем инженер.
На вопрос, что больше всего нравится изображать на картинах, глава семьи отвечает:
– Природу, особенно нашу, сибирскую. В общем, все, что есть в этом мире прекрасного.
Художник признается, что тяготеет скорее к классицизму, но пробует себя и в других направлениях.
– Когда я рисовал меньше, в основном это была классика, но потом стал углубляться и понял, что и авангард, и абстракция – тоже высокое искусство. Мне абстракция нравится тем, что заставляет задуматься, имеет скрытый смысл.
Александр Викторович признается, что у него много любимых художников, но подражать кому-то желания никогда не возникало.
– Мне важно рисовать так, как именно я чувствую и вижу. Хотя какие-то стилистические приемы конкретного жанра подсмотреть могу, – поделился художник.
Для меня было неожиданным узнать, что мастерство живописца, рисующего какой-либо пейзаж, не всегда измеряется тем, насколько точно он смог воспроизвести действительность.
– Мало просто изобразить, надо делать это с чувством, пропустив через свой внутренний мир, добавив своего видения, – поясняет Александр Викторович.
Он признается, что ощущает колоссальную поддержку близких. – Если бы семья меня не поддерживала, я бы не смог, наверное, продолжать рисовать, – говорит художник.
Они же, родные люди, становятся для него первыми, самыми важными критиками.
По стопам
Причем не сторонними, а теми, кто сам в состоянии сполна понять тонкую душу творческого человека.
– При нашем с Сашей знакомстве, возможно, это и стало первой точкой соприкосновения. Я имею в виду любовь к живописи, – делится Наталья.
Она тоже увлеклась рисованием еще в детстве. Посещала художественный кружок. Но дальше этого не пошло. Родители к занятию дочери серьезно не относились и даже считали пустой тратой времени.
– Я жалею, что не стала учиться. Выбрала другую профессию и на время забросила творчество. На то, чтобы поверить в себя, меня вдохновил муж, – говорит художница.
Она обожала смотреть, как рисует супруг, и сама взяла в руки кисть.
А если быть точнее, то не кисть, а …цветные мелки. Надо сказать, получается ничуть не менее эффектно, чем картины, написанные маслом.
– Мы планировали устроить семейную выставку, но помешала пандемия, – призналась чета Юрченко.
Своим первым опытом хотели поделиться и дети.
Старшая, Мария, уже формирует свой собственный уникальный стиль. Девочка окончила художественную школу и собирается поступать на дизайнера. Василиса и Демьян тоже учатся рисовать, и это им явно нравится.
– Самые лучшие созерцатели – это дети. Мы уже своим взрослым восприятием не можем увидеть то, что видят они. Знаете, для меня самая большая пытка, когда приходится быть в жюри детских конкурсов. Настолько все рисунки неординарные и своеобразные, что выбрать лучшего просто невозможно! – признается Александр Викторович.
Он даже мечтает запечатлеть некоторые работы своих детей, что хранятся в альбомах, на крупных полотнах. Настолько они кажутся ему интересными.
Радость жизни
Кстати, о крупных полотнах. Александр Юрченко рассказывает, что сам работает исключительно на таких. У него просто нет малогабаритных картин. Оказывается, из-за травмы глаза, полученной еще в юности, художник имеет слабое зрение. Поэтому он не рисует с натуры, расположившись с мольбертом на лоне природы, как это показывают в кино.
– Я использую фотографии, – говорит художник. – И собственную фантазию.
Желание любоваться красотой этого мира и делиться ею через свои картины, кажется, способно преодолеть все трудности. А они бывают и вполне прозаические.
– Материально это стоит немалых затрат. Нужны хорошие холсты и краски, – признаются супруги. – Бывает, начнешь картину и понимаешь, нужен такой-то оттенок, а найти его в городе невозможно. И заказать не вариант. Важно видеть вживую. Я предположила, что у этой семьи, наверное, не квартира, а целая галерея. Но оказалось это не так.
– Подавляющее большинство картин храним просто в гараже. А как украшения интерьера периодически меняем, по настроению, – рассказывают художники. – Некоторые дарим родным и друзьям.
Искусство отражает отношение к жизни. Думаю, и отношение к жизни способно формироваться через искусство. Это прекрасно – взглянуть на мир глазами художника с живой и чувствующей душой. Александр Викторович почти все на своем дачном участке засадил цветами, за которыми сам ухаживает, а Наталья счастлива, когда идет на работу со следами краски на пальцах.
Фото автора