Сказочное царство кукол

В домашней коллекции мастерицы на почетном месте – фигурка лося
Наверняка самые теплые воспоминания, которые остаются из детства, связаны с нашими детскими игрушками. У каждого мальчика была своя любимая машинка или солдатик, а у девочки – кукла, с которой она не могла расстаться. Она ее причесывала, кормила, шила ей наряды.
Многие мастерицы увлекаются изготовлением кукол, вкладывают в них душу, наполняют их теплотой. Урайчанка Анастасия Каштанова считает, что взрослые любят не обычных кукол, а интерьерных. В них не играют, они – украшение, наравне с картинами и другими предметами интерьера. Каждая такая кукла – это ручная работа, душа автора и маленькая история.
Анастасия занимается рукоделием уже более десяти лет. Началось увлечение с того момента, как она возглавила урайское отделение для молодых инвалидов.
– Нам нужно было искать новые формы для работы с ребятами, – вспоминает она. – Я написала проект по организации трудовых мастерских в Урае, отправила его на конкурс «Золотое будущее Югры», стала одним из победителей, получила грант в размере 150 тысяч рублей.
Именно тогда Анастасия стала изучать все техники прикладного искусства и создания необычных игрушек – от легких до сложных. Как говорит мастерица, пока сама не попробует, не предложит ребятам новое занятие.
– Начинала с бисероплетения и декупажа, – рассказывает Анастасия Каштанова. – Потом перешла к чердачной игрушке – это простая фигурка животного, обычно котенка. Она выглядит как потертая, впитавшая в себя запах пряностей кукла.
Затем умелица научилась валять игрушки и сейчас остановилась на грунтованном текстиле.
– Использую обычную белую бязь российского производства, – рассказывает мастерица. – По лекалам вырезаю заготовки, сшиваю куклу, а потом покрываю грунтовкой – кофе или клеем. Все зависит от того, какую игрушку я задумала создать. И только потом раскрашиваю ее акриловыми красками, они очень хорошо ложатся на грунтованную поверхность и долго держатся.
Муми-тролля и Майка Вазовски Анастасия сваляла для сыновей
Первая работа рукодельницы в необычном стиле – фигурка лося. Он одет в винтажную рубашку с брошью. Умелица хранит его как память.
– Он манерный, статный, элегантный. Сейчас я вижу, что тут много недочетов, но все-равно она моя любимая игрушка, – признается она. – Сразу за ней я сшила Бабу-ягу и поросенка и решила отнести их в «паровозик», где тогда располагалась урайская мастерская. Там эти игрушки выставили на продажу. И через два дня мне позвонили и сказали, что их покупают. Внутри у меня все сжалось, я побежала туда и забрала эти игрушки себе. Поняла, что именно их не смогу кому-нибудь отдать.
Мастерица создает особенные игрушки, каждую со своим характером. Но имен им не дает, считает, что это должны сделать те, кому она подарит свой очередной шедевр.
– Когда шью, бывает, даже разговариваю с ними, – улыбается она. – Обращаюсь: вот если не получишься, то не буду тебя доделывать. Правда, еще ни одну куклу не оставила в незаконченном виде. Когда сажусь раскрашивать, то жду не дождусь, что же получится в итоге. Ведь в каждую игрушку вкладываю свою любовь и теплоту.
На изготовление одной игрушки Анастасия тратит от одной недели до месяца. Говорит, что не всегда получается выделить время на свое увлечение, да и заниматься рукоделием по принуждению неправильно.
– Создание куклы – это творческий процесс, – рассказывает Анастасия. – Каждая игрушка требует от творца своей индивидуальности. Именно поэтому к изготовлению подхожу лишь тогда, когда у меня есть вдохновение.
Урайская умелица придумывает игрушки не сама. Она покупает выкройки у именитых мастеров и пытается повторить их работы.
– Как только заканчиваю игрушку, фотографирую ее и отправляю тем мастерам, у которых заказывала лекала, – рассказывает Анастасия. – И в ответном письме мне пишут, что мои работы не похожи на те, которые делают мастера, иногда они бывают намного лучше.
В большинстве работ урайчанки присутствуют мистические нотки. Среди игрушек можно встретить и Бабу-ягу, и загадочных совушек, и необычных мышек, и элегантных фламинго, и даже козликов, взглянув на которых кажется, что вот-вот они заговорят.
– Мне не кажется, что это мистика, – признается мастерица. – Наверное, в детстве чего-то не хватило. Может, сказок, может, просто в игрушки не наигралась, поэтому и рождаются такие необычные зверята, животные и сказочные персонажи.
Фигурки мышек выполнены в технике «грунтованный текстиль»
Дома умелица организовала свою мини-мастерскую. Супруг и дети поддерживают увлечение Анастасии.
– У меня стоит угловой стол, где по полочкам разложены все материалы, ткани, даже бусинки и мелкие детали, а еще швейная машинка и различные инструменты для создания игрушек, – рассказывает Анастасия Каштанова. – Так как у меня сыновья, то они не особо питают интерес к рукоделию, хотя иногда и просят помочь сделать поделку в садик или школу. Одной из последних таких работ был зеленый монстрик Майк Вазовски из мультфильма «Корпорация монстров».
Сейчас Анастасия трудится над созданием игрушки «Кот ученый». Сам образ уже готов, но ему не хватает деталей: портфеля, очков, пиджака и профессорской шапки.
Все куклы урайской мастерицы не похожи друг на друга. Лично меня покорила игрушка Муми-тролля. Этот забавный персонаж из серии книг Туве Янссон похож на маленького бегемотика со сломанной лапкой, но в душе он сильный и предприимчивый.
Фото автора