Не просто развлечение

Во время матча важно поддерживать общение с командой посредством специального оборудования
Молодежь Урая готова развивать киберспорт
Недавно в нашем городе состоялся первый масштабный турнир по компьютерным играм. Как заверяют организаторы встречи, в виртуальных баталиях, проходивших в режиме онлайн, приняли участие 80 человек. При этом желающих вступить в команды было в разы больше. Во многих странах, в том числе и в России, это направление официально поставлено наряду с привычными всем футболом, плаванием или легкой атлетикой. Мы попытались разобраться, в чем принципиальное различие киберспорта от других видов состязаний и чем они похожи? Грозит ли киберспортсмену компьютерная зависимость и каковы перспективы развития этого вида спорта в Урае?
Перспектива очевидна
– Компьютерные игры в современном мире давно перестали быть развлечением и потехой. На данный момент это очень бурно развивающееся направление, – рассказывает один из организаторов турнира, студент политехнического колледжа Вадим Члек. – Сегодня каждый школьник знает, что такое киберспорт, и видит, какое будущее за этим. К сожалению, наше старшее поколение не придает большого значения перспективам данного направления потому, как плохо с ним знакомо, – считает ураец.
Вадим увлекся видеоиграми еще в школе. Он понял, что это не просто способ приятно провести время, а целый мир, в котором можно развиваться. Игровое мастерство юноша оттачивал на состязаниях. Как и в любом другом виде спорта, здесь есть свои фанаты и чемпионы.
– Я выступал за различные коллективы и организации. Иногда удавалось на этом подзаработать, получить так называемые призовые. За возможность увидеть захватывающую игру в интернет-пространстве люди готовы платить, – объясняет Вадим. – Конечно, все зависит от уровня игрока и масштабов турнира, но существуют примеры, когда киберспортсмены получают хорошие деньги.
Мой собеседник пояснил, что самые популярные категории в киберспорте сегодня – это «Dota-2» и «Counter-Strike». Названия на слуху. Я припоминаю, что именно в эти игры «резалась» вся мужская половина моего студенческого общежития.
– В основном компьютерными играми интересуется молодежь, но, бывает, увлекаются и люди более зрелого возраста, – утверждает Вадим. – Им нравится расслабиться после трудовых будней в приятной компании, получить эмоции, отвлечься от каких-то проблем. Просто с точно такими же целями кто-то идет в спортзал, а кто-то садится за компьютер. Кому что ближе. Можно добавить, что по состоянию здоровья не всем доступен физический спорт. К примеру, часто киберспортом увлекаются инвалиды-колясочники или спортсмены, получившие серьезные травмы, но привыкшие к азарту и состязательному духу.
Кроме того, Вадим полагает, что в какой-то степени киберспорт можно сравнить с шахматами.
– Компьютерные игры тоже развивают интеллект, в частности реакцию и стратегическое мышление. В некоторых странах видеоигры вводят в школьную программу. Подумывают об этом и в России.
Если в стране о киберспорте говорят уже давно, то в Урае такое направление еще только начинает развиваться.
Вадим признается, что очень хотел бы, чтобы в городе появилось место, где ребята обучались бы тонкостям виртуальных баталий. Эту инициативу поддерживает и педагог по веб-программированию центра дополнительного образования и молодежи Урая Андрей Гришков.
– Молодежь сейчас очень привлекает это направление. Это факт. Наша цель – не просто посадить детей играть в игры, а собрать их вместе, чтобы между ними было живое общение, а не каждый сидел сам по себе в своей квартире. Важно организовать их, направить в нужное русло, научить работать в команде и развивать лидерские качества, – поясняет педагог.
Сейчас обсуждается открытие на базе центра направления киберспорта как одной из форм организации досуга молодежи. Об этом говорит директор учреждения Андрей Андреев:
– Уже с января мы работаем в этом отношении по инициативе главы города Тимура Закирзянова. У нас уже есть достаточная материально-техническая база и кадры для проведения стартовых игр, но, чтобы расширить масштаб, необходимо более современное оборудование. По этому вопросу ведется работа совместно с администрацией. В скором времени в Урае планируется провести турнир по киберспорту на приз главы города.
Во всем хороша мера
Пожалуй, с перспективностью киберспорта в современных реалиях спорить действительно сложно, но пока большинству наших соотечественников трудно воспринять это явление как норму. Родители с опаской смотрят на чад, часами просиживающих за гаджетами и компьютерами. Тревогу вызывает здоровье подрастающего поколения, причем как физическое, так и психическое.
– Компьютерные игры – это один из способов снять эмоциональное напряжение, вызванное современным ритмом жизни, его перегрузками, – считает психолог Гимназии имени Анатолия Яковлева Анна Скорина. – Не всегда увлечение играми способно вызвать зависимость. Все очень индивидуально. Если у ребенка или взрослого время, проведенное за компьютером, не является единственным способом отдохнуть и расслабиться и в его жизни присутствует реальное, а не виртуальное общение с друзьями и сверстниками, то беспокоиться не о чем.
Специалист отмечает, что распознать патологическое пристрастие к видеоиграм можно по некоторым изменениям в привычном поведении подростка.
– Ребенок проводит за компьютером все свое свободное время, теряет интерес к другим, ранее интересовавшим его видам деятельности, живому общению. Может появиться выраженное раздражение в ответ на вынужденную необходимость отстранения от любимой игры. Хотя сами по себе компьютерные игры не несут серьезной опасности, как и во всем, здесь главное – мера, – обращает внимание психолог.
Анна Скорина утверждает, что расхожее мнение о том, что виртуальные «войнушки» способны вызвать агрессию, не имеет под собой оснований.
– Напротив, различные «стрелялки» могут помочь человеку снять эмоциональное напряжение после работы или учебы и безопасно выразить накопленную за день вербальную агрессию, – говорит специалист. – Более того, игры-стратегии действительно могут способствовать развитию внимания, реакции, пространственного мышления… Нравится нам это или нет, но таковы реалии сегодняшнего времени. Наше поколение играло во дворе в разные подвижные игры, игры-соревнования, игры военной тематики, спортивные игры, а сейчас есть технологии, позволяющие делать, по сути, то же самое, но в другом формате. Жаль только, что дети все меньше времени проводят на свежем воздухе и все больше в помещениях, – добавляет психолог.
Кстати говоря, этот факт киберспортсмены парируют тем, что за компьютерами они проводят не больше времени, чем офисные работники, а после занятия любимым делом всегда могут пойти и размяться в тренажерный зал или на стадион.
Фото из личного архива Вадима Члека
* * *
Антон АРГУЧИНСКИЙ, специалист в области IT-технологий:
– Очень перспективное направление. Многие воспринимают его как просто игры, но это не так.
В киберспорте есть разные дисциплины. В моем понимании за этим будущее. Развиваются технологии и тактики ведения игр, которые тренируют моторику, логику, командное поведение.
В Корее, к примеру, со школьной парты обучают видеоиграм, в том числе в военных училищах. Таким образом выполнение тактических задач отрабатывается в виртуальном пространстве перед реальными действиями. В киберспорте присутствует соревновательный дух, поэтому это именно спорт, а не просто развлечение.
* * *
Евгений ТИМОШЕНКО, тренер хоккейной команды «Шершни»:
– У меня спорт традиционно ассоциируется с физической активностью и силой, а потому непривычно приравнивать к нему компьютерные игры. Хотя соглашусь, что здесь также присутствует командный дух, азарт и воля к победе. Что же касается пользы или вреда, то любой профессиональный спорт, а не физкультура, не прибавляет здоровья. Это серьезные нагрузки, работа на износ, травмы. Так что едва ли сидение за компьютером более опасно, но и толку, на мой взгляд, не много. Соглашусь, что некоторое интеллектуальное развитие присутствует, но все же это не шахматы. Мне ближе, когда мальчишки гоняют на улице мяч, плавают, борются и прочее. Хотя я понимаю, что мир сегодня меняется, стремительно развиваются технологии и мы все равно придем к этому. Возможно, уже совсем скоро мы будем следить за киберспортивными матчами по телевизору, как сейчас смотрим хоккей или футбол.