Старая версия сайта доступна по адресу old.infoflag.ru.

Край, который стал родным

Край, который стал родным

Ольга ГАВРИЛОВА

Юрий Михайлович и Вера Васильевна Плесовских живут вместе более 50 лет. Эту супружескую пару знают многие старожилы нашего города. Как бы ни торопились они по своим делам, всегда остановятся, поговорят, спросят о здоровье.

Юрий Михайлович родился в 1940 году в Омске. Родители, Михаил Ефимович и Клавдия Марковна, вскоре переезжают всей семьей в поселок Ярково. После окончания школы Юрий поступает учиться в железнодорожное училище города Тюмени и получает специальность «паровозный слесарь». Но поработать удалось только несколько месяцев, так как вручили повестку в армию. В 1959 году из Ярково молодой солдат едет с сослуживцами на Дальний Восток, в Приморье, Уссурийский край. Рота связи (водитель), погранвойска. Все участки границы с Китаем в этом районе за три года он проехал не раз.

В 1962 году заканчивается служба, и юноша возвращается к родителям, которые уже переехали в Ханты-Мансийск. Но не долго Юрий был с родителями, в гости приехал брат отца, Григорий Ефимович, и позвал племянника на работу в Урай, где создавалась Шаимская экспедиция. Юрий опять в дороге. Ханты-Мансийск – Тюмень. Из аэропорта Плеханова на самолете АН-2 молодой человек прилетает в Урай.

Леспромхоз был одной из главных организаций в поселке. Уже построили деревянные дома на ул. Ленина (район Трансагентства, 2-й микрорайон), где был расположен магазин № 7. Начинали строить улицу Монтажников, которая в этом районе соединяла две улицы, Ленина и Береговую. Дальше был спуск к реке Колос, а через нее был мост и дальше дорога, которая вела к базе Шаимской экспедиции. Район Пирса также стал застраиваться, но сначала были землянки, балки. Контора Шаимской экспедиции располагалась в длинном бараке. Начальник экспедиции Иван Фёдорович Морозов принял парня на работу без лишних вопросов. Уже на следующий день начальник транспортного цеха вручил новому сотруднику ключи от машины ЗИЛ-157.

Так началась трудовая жизнь Юрия Михайловича на Урайской земле. Дороги, дороги, дороги. Водителям выдавали на зимний период спецовку: теплые полушубки, ватные брюки, шапки-ушанки, унты, теплые рукавицы, паяльную лампу, топор, тросы. Сегодня невозможно сосчитать, сколько тысяч километров проехал по бездорожью Юрий со своими друзьями. Невозможно вспомнить все критические ситуации, которые возникали во время многочисленных командировок. За грузом ездили по две-три машины, был старший, который прокладывал путь. Однажды через Шаим – Гаринский район – Сосьва поехали за грузом на седьмое ноября. Стояли морозы, поехали по болотам. Дядя Юрия Михайловича ехал на машине первым. Доехали до деревни Ошмарья, а дальше на Пелым ехать по озеру. Чтобы проверить толщину льда, приходилось раза 3–4 стучать острым предметом с силой по льду. Не потрескался, ставили вешки. И так по вешкам преодолели озеро. До Сосьвы доехали, загрузились, прошло 2–3 дня – в обратный путь. Морозы уже сделали свое дело, лед стал на озерах толще, и вешки уже не нужны были. Были случаи, когда транспорт проваливался в незамерзших болотах или речках, тогда по болотам сами прокладывали путь, лежневку, укладывая под колеса деревья, вот тут и выручали топоры и трос. Бывало, что стволы деревьев заготавливали заранее, на всякий случай они лежали в кузове машины.

На машинах круглые сутки везли по зимникам оборудование для буровых установок, строительный материал. Первое время на буровые Семёна Никитича Урусова круглые сутки доставляли цемент, трос, оборудование для буровых. Нефтяники жили в брезентовых палатках на 20 человек, в которых стояли железные кровати.  Привозили оборудование и в бригаду Шидловского, которая также принимала участие в поиске шаимской нефти. В 60-е годы нефтяники жили и в Супре, и в Мулымье, побывали во многих населенных пунктах Кондинского района. По зимнику из Тюмени возили 14-метровые трубы, конечно, машины были с прицепами. Трудно было проходить Куминские болота. Пробивались 2–3 машины, толкали друг друга осторожно сзади. К каким только хитростям не приспосабливались. Из дома в термос брали кипяток, банки с тушенкой да буханку хлеба и отправлялись колесить сибирские дороги.

Перед Новым годом нужно было срочно доставить в Урай солярку, и вот Юрий Михайлович отправляется через Супру до Советского, Нягань вдоль железнодорожного полотна. Не доезжая Приобья, добрался до станции Пантынг, где располагалась техническая база. Заправившись соляркой, Юрий Михайлович отправился в обратный путь. Холод, метель, усталость – и вот машина в кювете. Но на счастье, по железной дороге шел локомотив, который вытянул машину из сугроба. Этот случай сегодня Юрий Михайлович вспоминает с улыбкой, но сколько было ситуаций, которые могли иметь плачевный исход.

В 1964 году из Яркова Юрий Михайлович привез на Север молодую жену Веру. Первое время молодые жили в балке на Пирсе. Потом жили с подселением на квартире. Командировки, рейсы с грузами, постоянно в дороге. В 1966 году по пути из Пантынг он узнал, что родился сын. Вот такую радость могли получать наши ребята, первооткрыватели Шаима. Молодой семье выделили однокомнатную квартиру в двухэтажном доме.

Девять лет проработал Юрий Михайлович в Шаимской нефтеразведочной экспедиции. В 1971 году перешел работать в УТТ-1. В этой организации проработал до выхода на пенсию. В 70-х годах возил на «Урале» бригады Петрова, Ягофарова, Шакшина на нефтяные промыслы. Дорог не было, была насыпная дорога, которая постоянно проваливалась, промывалась. На работу нефтяники ехали часами при сильной тряске. И как бы трудно ни было Юрию Михайловичу во время командировок, он знал, что дома его ждет любимая жена, готовая выслушать, разделить невзгоды и дать совет, если нужно. Только Вера Васильевна знает, сколько вечеров она стояла у окна и всматривалась вдаль, прислушиваясь к любому стуку, надеялась, что это приехал ее суженый из дальнего рейса.

В УТТ-1 тоже приходилось ездить в Тюмень за оборудованием по зимнику. Шоферы всегда друг другу помогали, никто не проедет, всегда остановятся, помогут, поделятся, если нужно, бензином или куском хлеба. Новость, что кто-то уже прошел по зимнику, быстро разлеталась среди водителей. Поэтому после первого отправлялись в путь и другие, дальше прокладывая дорогу, пока зимник не «упадет». Ближе к осени колонны машин отправлялись на юг Тюменской области на уборку зерна. Машины готовили заранее, наращивали борта кузова, проверяли исправность. Машины провожали торжественно, с наказами. Это было почетно – прийти на помощь колхозам. Так продолжалось несколько лет.

Вера Васильевна на протяжении многих лет работала в кассе аэрофлота, как раз в то время, когда достать билет на самолет, особенно в летний период, было большим счастьем. Люди стояли в очереди ночами, отмечались (была перекличка), а к открытию кассы каждый старался первым оказаться около кассира. И сколько нужно было терпения и такта, чтобы успокоить всех желающих выехать на места отдыха.

Семейная пара с сыновьями Сергеем и Сашей часто выезжала на природу, на речку, в лес, а когда появился земельный участок, все вместе его облагораживали. И сегодня каждый день Юрий Михайлович и Вера Васильевна трудятся на своем любимом дачном участке, радуются первому урожаю ягод, любуются яркими красками садовых цветов, ожидают богатый осенний урожай овощей.

В конце беседы Юрий Михайлович признается: «Откуда только брались силы. Сейчас бы уже не поехал в сложные дальние командировки, ведь это большой риск. Когда в 1962 году ехал в Урай, думал, вот поработаю 2–3 года и уеду на юг Тюменской области, а уже 54-й год доживаем с женой и ехать никуда не собираемся».

Фото из архива семьи Плесовских


Зарегистрируйтейсь, чтобы участвовать в обсуждении.

Полезные ссылки