Старая версия сайта доступна по адресу old.infoflag.ru.

Любо! Это хутор Шаимский

Любо! Это хутор Шаимский
Атаман хутора Шаимский Юрий Суродин

В прошлом году урайские казаки привезли полсотни саженцев дуба и с благословения отца Иоанна высадили их возле храма. А в этом году ко Дню Победы посадили уже другие, кедровые саженцы, у мемориала Памяти.

Дубки пошли в рост, а вот кедрята закапризничали: одно деревце засохло вовсе, у другого пожелтела хвоя на одной из веток.

– Дай Бог приживется, – надеются они. – А нет – высадим новые, и будет в Урае казачья кедровая аллея у подножия Вечного огня.

Впрочем, не так далеко от нашего города, в соседнем Кондинском районе, уже больше века растет не просто аллея, а целый рукотворный кедровый бор, когда-то посаженный казаками.

Об этом я узнал, встретившись с атаманом молодого хутора Шаимский Юрием Суродиным.

– Как для вас начинался хутор? – спросил Юрия Владимировича.

– Наверное, это был зов предков. Я родовой казак, из оренбургских. Мой прадед служил еще при Николае II. После революции, в силу обстоятельств, он перешел в Чапаевскую дивизию. Сохранилась фотография – его самого и его сына, моего деда, на которой оба они – в военной форме.

Ну а родители мои – нефтяники. Когда мне было два года, они привезли меня в юный город Урай из соседней с Оренбуржьем Самарской области. Живу здесь уже полвека, и город мне близок и дорог – ведь я рос вместе с ним.

И случилось так, что однажды, немногим больше трех лет тому назад, мы собрались инициативной группой. Сергей Петров (сегодня он живет уже не в Урае, а тогда был преподавателем в пятой школе) предложил учредить в Урае казачество – чтобы молодежь воспитывать в старом духе, не упустить ее. Он же предложил избрать меня атаманом. Я был не очень в себе уверен, но поскольку все поддержали, то мы сразу начали оформлять документы. Так появился хутор – уже официальное сообщество со статусом некоммерческой организации. Мы вступили в реестр, а в конце 2018 года первые из нас приняли присягу.

Вообще, атаман – это выборная должность. Он выбирается сроком на пять лет. Если казаков устроит то, как атаман ведет хутор, развивает его, то полномочия продляют еще на пять лет. Не устроит – выбирают другого.

– А само название почему Шаимский?

– Через село Шаим, как рассказывают старики, когда-то проходил торговый путь. И было там девять дворов, где меняли уставших лошадей на свежих. А дальше открывалась дорога и на Север, и вдоль Конды, история которой тоже связана с казачеством. Там, ниже устья Ахи, были деревни с казачьими именами – Сотник, которая стоит и по сей день, а еще ниже, уже в районе села Кондинского, – деревня Есаул, переименованная в двадцатые годы в Ильичёвку. Рядом с ней и сегодня стоит рукотворный Ильичёвский кедровый бор, высаженный казаками. Следом, еще ниже по течению, – деревня Ермак.

Нет, сам легендарный атаман на Конде не был, но его товарищи побывали в наших краях чуть позже.

С Ермака и его сподвижников все начиналось. А потом строились остроги и зимовья, рос град Сургут, град Березов, ставшие опорными пунктами по пути на восток и север. Казачьи отряды шли все дальше, осваивая Восточную Сибирь, Дальний Восток, присоединяя обширные территории по нашу сторону Урала к Державе Российской.

Они шли не завоевывать и покорять, а шли, чтобы жить и обустраивать этот край – общий дом для многих и многих народов.

Как бы то ни было, именно со времен атамана Ермака Тимофеевича и царя Иоанна Васильевича начинается история сибирского казачества. И именно первым сибирским казакам мы наследуем, их приемниками себя считаем. И не случайно освященный в храме епископом Фотием флаг нашего хутора повторяет символы флага первого Войска Сибирского.

– Большой ли хутор сегодня?

– Сейчас в нашем сообществе двадцать человек. Из них одиннадцать уже приняли присягу, девять – еще проходят испытательный срок. Просто нужно время, нужно созреть для того, чтобы в храме перед иконой и перед Богом дать клятву.

– К этому, наверное, нужно прийти. А вот с каким багажом?

– С чувством справедливости, с понятием о чести. В казаке должно сочетаться все порядочное, что есть в человеке.

Освящение флага. Жизнь казачества тесно связана с верой и Церковью

Раньше ведь это была элита российского общества. Революция, братоубийственная Гражданская война, расказачивание и раскулачивание, Великая Отечественная нанесли страшный урон всему обществу и казачеству как ее части – тоже. Погибали самые лучшие.

И все же корни оказались настолько глубокими и крепкими, что они дали свежие ростки. Казачество нашло в себе силы возродиться. И я верю: пока живет Россия, казаки тоже будут.

Вообще, раньше они жили по границам страны, защищая ее – что на севере, что на востоке, что на западе. Это были пограничники своего времени. И даже больше – мирным трудом и ратным они созидали Россию. И во многом благодаря им она сформировалась такой, какой мы ее знаем и любим.

И еще есть одно призвание у казаков – православие защищать. Они единственные, кому по вековой традиции в храм разрешено входить с оружием. Да и крест, который венчает папаху, – тоже не случайный элемент, а знак того, что казаки служат и Отечеству, и вере. В походе, перед боем, сняв головной убор, они молились на крест. Затем прикладывались к нему губами и лбом и надевали папаху на голову.

– Ваш хутор в нашем округе не единственный?

– Все 22 станицы и хутора на территории Югры объединяет Обь-Иртышский Казачий отдел. Атаман отдела Андрей Анатольевич Станкин живет в Югорске.

Сейчас все наши станицы и хутора приводят свои документы в соответствие с единым общевойсковым уставом, входят в государственный реестр.

А вообще, год назад указом президента страны была утверждена Стратегия государственной политики России в отношении российского казачества, рассчитанная на период до 2030 года.

И действующее законодательство дает казачьим обществам достаточно много возможностей. Поддерживает и администрация города, выделившая нам помещение.

Вот только пандемия во многом пока что спутала планы. До нее нам, совместно с пятой школой, с которой у нас подписано соглашение о сотрудничестве, удалось провести сплав для урайских кадетов от поселка Междуреченского до Кондинского – по местам казачьих поселений на берегу Конды. Ребята на двух катамаранах преодолели 180 километров, побывали и в Сотнике, и в том самом кедровом бору. Запомнилась им и поездка в Чантырью.

А событием этого года для нас стали соревнования по рубке шашкой, на которые съехались представители разных городов и районов Югры – от Сургута до Нягани и Междуречья. Есть такой новый казачий, но открытый для всех вид спорта, и действует общероссийская спортивная федерация «Казарла», объединяющая энтузиастов.

– Стало быть, главное еще впереди?

– Планов, конечно, много. И есть одна мечта. Воплотись она – и тогда у нас получится многое.

Она – о земле. У нас пока что нет какого-либо участка, чтобы можно было обустроить саму базу для более широкой работы. И мы сейчас, скажем так, ведем с администрацией города переговоры. Не в самом Урае, но на его территории есть участок, который кажется нам подходящим, где можно было бы проводить встречи, вроде турслетов, разводить лошадей, водить их на водопой.

Казака без земли, без лошади трудно представить. Будет у нас и то и другое – и к нам потянется молодежь, которая так нуждается в живой естественной педагогике общения с личным примером.

Вот о чем еще мне подумалось. У нас есть кадеты, есть ребята, уже отслужившие, а вот между ними – словно немой промежуток. А ведь это как раз возраст взросления, становления мужчины. И было бы замечательно, если бы ребята уходили служить в армию не прямо со школьной скамьи, а хотя бы немного подготовленными. Мне кажется, в этом казачество как раз и способно помочь.

Фото из архива хутора Шаимский


Зарегистрируйтейсь, чтобы участвовать в обсуждении.

Полезные ссылки