О любви и ответственности

В третье воскресенье октября, уже в эти выходные, в нашей стране впервые отметят День отца. Указ об установлении праздника для всех российских пап подписал президент России Владимир Путин. И действительно, давно уже пора отдать должное сильной половине человечества, трудящейся на непростой ниве родительства.
В силу жизненных обстоятельств Виктору Калюжному пришлось стать своим детям и отцом, и матерью. Два года назад супруга Виктора Юлия умерла. На тот момент муж и жена были уже в разводе, но сохраняли теплые дружеские отношения.
– Когда мы с бывшей супругой познакомились, у нее была дочка от первого брака, – рассказывает Виктор. – Меня это ничуть не смутило. Я воспринял ее как родную. Буквально на второй день Вика стала называть меня папой.
Через некоторое время в семье родился сын – Павел. Появление кровного ребенка не повлияло на отношение Виктора к дочери жены. Их взаимная привязанность только возрастала.
– Супруга успела дать дочке основные принципы воспитания. Когда Юли не стало, Вике было уже 16 лет. Так что едва ли я успел ей что-то дать, – рассказывает Виктор.
Тем не менее, как настоящий отец, он старался уберечь дочь от ошибок, свойственных юности.
– Когда Вика училась в старших классах, попросила однажды отпустить ее в кино с каким-то парнем, – рассказывает Виктор. – Я поинтересовался, как дочь относится к своему спутнику. Она ответила, что с мальчиком этим просто дружит и никакие романтические отношения их не связывают, поскольку у него уже есть девушка. Мне показалось странным, что, несмотря на такой факт, в кино они собрались вдвоем. Конечно, я ее отпустил, но высказал свое мнение об этой ситуации, – поделился мужчина. – Потом караулил на балконе, чтобы посмотреть, как они будут возвращаться. Идя за ручку или просто так. Ну, думаю, если за ручку, то поговорю с дочкой обстоятельно.
Опеку над Викторией хотела взять бабушка, однако девочка сама пожелала остаться с отчимом, который уже давно стал отцом.
– Я даже себе представить не мог, как мы будем жить отдельно, – признается Виктор.
Он добился опеки над дочерью. Сейчас девочка учится в другом городе, и они с папой постоянно созваниваются.
– Надоедать частыми звонками не хочу. Понимаю: она взрослая, у нее там своя жизнь. Переживаю, конечно, немного, чтобы никто не обидел, но, с другой стороны, я в нее верю и знаю, что она не свяжется с плохой компанией.
Виктор убежден, что самое главное в отношениях детей и родителей – это доверие.
– Я стараюсь придерживаться принципа, что с детьми нужно разговаривать, беседовать. Какое-то физическое воздействие – это уже крайний метод. Хотя, конечно, без этого тоже иногда не обойтись.
Виктор не скрывает, что с детьми бывает непросто. Позиция пребывания в розовых очках, когда родители возводят своих чад на пьедестал, не желая замечать в них ни единого темного пятнышка, не для него.
– Поведение детей надо оценивать трезво, чтобы вовремя скорректировать, – убежден мужчина. – Кстати, такая позиция больше свойственна именно отцам. Матери больше склонны идеализировать детей.
И все же даже самому хулиганистому мальчишке нужна не только отцовская строгость, но и материнская ласка.
– Бывает, слышу, как хнычет по ночам. Скучает. Сяду к нему, поговорим. «Что поделаешь, сын, – говорю. – Мне тоже не хватает мамы». Мы с ним вместе выбрали фотографию и напечатали большой портрет с мамой, который теперь висит в его комнате.
Пашка учится в четвертом классе. Каждый вечер, после того как отец вернется с работы домой и приготовит ужин, они садятся делать уроки. Максимум свободного времени Виктор старается проводить с сыном. Среди их общих увлечений – рыбалка и песни Цоя.
Если сказать в целом, что для Виктора значит отцовство, он отвечает, что в первую очередь это любовь и большая ответственность.
Фото из личного архива Виктора Калюжного