Старая версия сайта доступна по адресу old.infoflag.ru.

Педагоги из Урая получили премию губернатора за новаторство

Педагоги из Урая получили премию губернатора за новаторство

Два урайских педагога – учитель истории и обществознания шестой школы Галина Гогонова и учитель начальных классов двенадцатой школы Ольга Никитина – стали победителями конкурса «Педагог-новатор» на присуждение премии губернатора Югры.

– Мне очень нравится моя работа, – призналась одна из них, Ольга Никитина. – Я пришла в начальную школу после колледжа с красным дипломом, и мне сразу дали второй класс. Почему-то думала, что будет труднее в психологическом плане. Первый класс обычно самый сложный, но я хотела взять именно его, чтобы вместе с ребятами пройти все трудности и наладить с ними контакт, после чего уже ничто не страшно.

В первые дни, конечно, было тяжело, дети пытались ставить свои условия, потому что у них уже был учитель, к которому они привыкли, и у них уже сложились свои отношения, свои традиции. Перестраиваться было тяжело. И родители поначалу относились ко мне с недоверием, и тоже были правы, переживая за своих детей.

Я это прекрасно понимала и решила: либо я сейчас что-то смогу дать детям, сделаю так, чтобы и родители в меня поверили, либо эти три года, которые меня ждут, пройдут без толку. И стала не просто работать, а буквально жить в школе. Мы вместе с детьми планировали всю воспитательную работу, классные часы, разные мероприятия. И дети жили этим вместе со мной.

– Получается, что ученики сами стали соавторами педагогического процесса? Я бы не доверил это право малышам, – переспросил Ольгу Юрьевну.

– Многие взрослые относятся к детям как к детям, считая, что им недостает каких-то черт характера или что ум у них еще недостаточно развит. Напрасно. Дети абсолютно всё чувствуют и понимают. И когда с ними разговариваешь на равных, то и они принимают тебя за равного и включают тебя в свою жизнь.  И, когда ты становишься им другом, начинается настоящая работа. Тогда действительно можно вместе что-то планировать и вместе с ними жить все четыре года, а не мучить друг друга уроками.

У меня уже было много выпусков, много судеб прошло через мои руки. Знаю, если в самом начале ребенок тебе доверится, откроется, он и потом, уже став взрослым, может прийти и попросить совета. Потому что считает тебя даже не столько наставником, сколько другом, с которым можно поделиться и у которого можно попросить о помощи.

…Я думаю, что задача учителя, особенно в начальных классах, в том, чтобы дать детям такой багаж знаний, с которым они смогут идти дальше, уже без опаски, в среднее, старшее звено и дальше – покорять новые вершины.

– Я начинаю воспринимать суть образования как своего рода инвестиции.

– Возможно. Я всегда спрашиваю ребят о том, зачем они идут в школу. Если потому что их заставляют родители, тогда и смысла нет.  Самое важное для меня – это интерес. Интерес насыщает школьную жизнь новыми красками. И тогда вопрос «Зачем ты идешь в школу?» не заставляет их судорожно вспоминать, что в таких случаях говорят взрослые.

– А участие в конкурсе – зачем?

– Я человек непубличный, и мне это было нужно не ради престижа или статуса. Просто интересно в плане саморазвития. Сроки конкурса оказались очень ограничены. Мне повезло – в 2020 году я готовила материал на соискание гранта президента. Грант тогда получила и, по сути, уже была готова заявиться и на этот конкурс. А потом с нетерпением ждала результата. Конечно, хотелось выиграть, но особо не надеялась. И когда пришло письмо о том, что я стала победителем, то попросила коллегу почитать его – на самом ли деле я вижу то, что вижу.

– Что вы предложили в качестве инноваций?

– Я уже лет двенадцать работаю над методами обучения скорочтению. Просто однажды поняла, что объемы информации с каждым годом растут. Школьные учебники постоянно обновляются, появляются новые предметы, не говоря уже о том, что сегодня все мы живем в эпоху интернета. Всю эту информацию нужно уметь освоить. Так что прежде всего сама стала изучать различные способы развития навыков скорочтения, разные методики разных авторов. И создала собственную программу для детей в начальных классах, которая прошла утверждение в управлении образования города. И в 2018 году стала вести курсы скорочтения в школе.

Однако проблема в том, что обычный курс рассчитан на группы по шесть детей, то есть это практически индивидуальное обучение. А научить желательно каждого, ведь от того, насколько быстро ребенок читает, зависит практически всё. Тогда я задалась целью внедрить элементы скорочтения в процесс обучения в массовой школе, на обычных уроках. Разработала приемы, тренажеры, накопила достаточно большой материал и заявилась как учитель-мастер со своей программой в проекте управления образования.

В 2017–2018 году уже обучала этой методике учителей начальных классов, а в 2018–2019 году меня попросили поделиться опытом с преподавателями среднего звена – учителями русского языка и литературы 5–9 классов.

В результате уроки моих коллег, как говорили они, стали более разнообразными и интересными. Выросло и качество знаний, и сама работа с любыми текстами стала более быстрой и результативной.

Кроме того, поняв, что сейчас быстрыми темпами в нашу жизнь входит цифровизация, года четыре назад я предложила директору нашей школы Елене Александровне Блохиной закупить планшеты. И мы стали работать по электронным учебникам.

Они хороши тем, что включают в себя множество упражнений, которые можно делать здесь и сейчас, в короткий промежуток времени, сразу со всеми детьми и сразу же всех оценивать. В результате количество упражнений, которые мы могли отработать на уроке, увеличилось. Качество знаний, естественно, повысилось тоже. А главное, интерес у ребят вырос.

И в тех же планшетах я установила различные тренажеры – и по математике, и по русскому языку. Если ребенок закончил упражнение и ему нечем заняться, он обычно тянется в портфель за смартфоном и, пока учитель не видит, под партой пытается открыть игру или соцсеть. У ребят моего класса такого желания не было, потому что перед ними были планшеты и они могли на любом уроке открыть тренажер. Все они – в виде игр, с призовыми баллами, и все они интересны. Ну а мой интерес в другом – всё, что делает на уроке ребенок, развивает его. Так наши интересы встретились.

– Как вы не устаете все время искать новое? Спрошу еще более грубо: зачем вам это нужно?

– Это нужно не мне. Это нужно детям. А я – работаю с ними. И значит, должна делать это ради них. Каждый раз, передавая ребят в среднее звено, я задумываюсь: насколько они готовы к жизни? Сумела ли я заложить в них тот фундамент знаний и умений, который станет базой для их дальнейшего развития не завтра, не через год, а в будущем, когда пойдут они во взрослую жизнь, определятся с выбором профессии, найдут свою половинку?

Сегодня на наших глазах меняется мир, меняется школа. Меняются требования, предъявляемые государством и обществом к учителю и выпускнику. Технологии развиваются стремительно. Изменились и сами дети: они стали более любознательными, не боятся задавать вопросы и высказывать свое мнение, они по-другому воспринимают и перерабатывают информацию, по-другому смотрят на мир. И сейчас моя задача – быть на шаг впереди. Успеть овладеть новыми знаниями, новым нужным актуальным опытом, чтобы мои выпускники в будущем смогли «шагать в ногу со временем».

– А для себя?

– Я живу, и мне этого достаточно. У меня есть возможность вкладывать свои силы, душу и знания в их будущее и оставлять частичку себя во многих людях. Я надеюсь, что, когда вырастут, они эту частичку передадут еще кому-то. И так продолжится. И это, наверное, самое большое, что я хочу.

Фото из архива школы № 12


Зарегистрируйтейсь, чтобы участвовать в обсуждении.

Полезные ссылки