Старая версия сайта доступна по адресу old.infoflag.ru.

Дорога к небу

Дорога к небу
Вячеслав Еськов демонстрирует сверхлегкую летательную технику

Урайский «Авиацентр» получил грантовую поддержку сразу на двух конкурсах. Более 500 тысяч рублей общественной организации выделила компания «ЛУКОЙЛ» и  2,9 млн рублей – Фонд президентских грантов. Выигранные средства «Авиацентр» направит на развитие Юношеской планерной школы в муниципалитете.

Летать по-спортивному

По словам президента региональной общественной организации «Авиацентр» Владимира Меньшикова, развивать это направление в округе его подтолкнуло решение Федерации планерного спорта о создании юношеских школ в нескольких городах России: Новосибирске, Калининграде и Московской области.

– В 2019 году Министерство спорта России ввело во Всероссийский реестр видов спорта планерный спорт – класс «начальный». Минимальный разрешенный возраст для управления планером – 12 лет, – поясняет Владимир Меньшиков.

К занятиям этим видом спорта планируется привлечь подростков 12–18 лет и молодежь. Причем не только из Урая, но  и близлежащих городов и поселков Югры: Кондинского, Советского районов, Нягани  и Югорска.

«Авиацентр» ведет переговоры с энтузиастами из Ханты-Мансийска, которые заинтересовались проектом урайских коллег. Кроме того, наши специалисты планируют сотрудничать с Сибирским научно-исследовательским институтом авиации имени Чаплыгина города Новосибирска, на базе которого организована Юношеская планерная школа и налажено собственное производство планеров БРО-11.

При этом урайцы готовы сами принимать гостей из других городов и регионов для проведения сборов, состязаний и обмена опытом.

– Таким образом, наш проект приобретает уже окружной масштаб, – говорит Владимир Меньшиков. – Мы планируем организовать региональную Федерацию планерного спорта.

Обучать курсантов азам полетов будет команда «Авиацентра», пилоты и авиационные специалисты, как действующие, так и ветераны. Сам Владимир Меньшиков – опытнейший пилот гражданской авиации с внушительным стажем и международным инструкторским допуском.

– Мы уже имеем опыт работы Школы юных летчиков, – рассказывает он. – В 70-е годы и в конце 90-х – начале 2000-х производились учебные полеты на двухместном самолете Х-32. Многие из наших ребят стали летчиками, инженерами, техниками, уже сами – наставники, командиры, руководители.

Специалист пояснил, что в настоящее время, в связи со сложностями авиационной законодательной базы, летать на самолетах для небольшой организации очень сложно и затратно. Однако есть возможность освоить планер. Процедура использования летательных аппаратов весом до 115 килограммов сегодня в России упрощена.

– Планер – это безмоторный летательный аппарат тяжелее воздуха, поддерживаемый в полете за счет аэродинамической подъемной силы, создаваемой на крыле набегающим потоком воздуха, – поясняет специалист «Авиацентра» Наталья Митькиных. – У учебных планеров низкое летное качество, они не склонны к козлению и очень надежны, при потере скорости не сваливаются в штопор, а парашютируют. Подростки пристегиваются четырехточечными ремнями. По словам некоторых родителей, чьи дети занимаются активными видами спорта, планерная школа безопаснее мотокросса, картинга и даже хоккея.

Команда «Авиацентра» уже закупила летательные аппараты и готовит их к эксплуатации.

Владимир Меньшиков в учебном классе, готовом к началу занятий

Надо сказать, здесь трудятся настоящие энтузиасты, влюбленные в свое дело.

Инструктор Вячеслав Еськов увлекается сверхлегкой авиацией с юности. Он будет отвечать за практическую часть обучения, то есть сами полеты, работать на старте.

– Сначала ребята пройдут достаточно обширный курс теоретической подготовки, в которую входят аэродинамика, метеорология и прочее, – отмечает Вячеслав. – Конечно же, не в таком объеме, как в летных училищах, но основы знать будут. Только после успешной сдачи экзаменов курсанты получат допуск к полетам.

Специалист поясняет, что в первое время будет проходить наземная подготовка без отрыва от земли, чтобы ребята сначала научились удерживать положение в пространстве и направление движения планера. Затем юные пилоты начнут подниматься на высоту не более 5–10 метров.

Сейчас в арсенале «Авиацентра» два планера. Администрация города выделила организации подходящую площадку для полетов, которая располагается в районе промышленной зоны на берегу реки Конды.

– Мы очень благодарны за такую поддержку, – говорит Владимир Меньшиков. – Огромное спасибо хотелось бы сказать еще руководителям   «Урай НПО-Сервиса» Дмитрию Пономарёву и Роберту Мукаеву, которые выразили готовность помочь нам в подготовке стартового оборудования и взлетно-посадочной площадки, а также предоставить помещение для хранения летательной техники буквально в нескольких метрах от  аэродрома.

Воспитать силу духа

На средства грантов будет расширена и усовершенствована необходимая материально-техническая база, обучены пилоты-инструкторы, организован процесс проведения занятий для курсантов по схеме: теория, экзамен, наземная и тренажерная подготовки, тренировки в кабине, балансировка, пробежки, подлеты и полеты.

В результате реализации проектов порядка 700 ребят примут участие в мероприятиях авиационной тематики, не менее 60 курсантов будут обучаться теоретическим основам авиационных дисциплин, наземной и летной подготовке. Наиболее успешные курсанты, не менее 15 человек, прошедшие все этапы, будут готовиться по углубленной программе к спортивным соревнованиям регионального и всероссийского уровней.

– В планах – тесное сотрудничество с общеобразовательными школами и политехническим колледжем, чтобы привлечь в ряды наших курсантов учащихся и студентов. Планируется также работа с кадетами и призывниками, с военкоматом Урая, – рассказывает Владимир Меньшиков.

Разновидность планеров – дельтаплан

Сейчас «Авиацентр» проводит набор ребят в группу. У организаторов школы нет цели сделать из всех своих учеников будущих летчиков.

– Как и любой спорт, планеризм позволит отвлечь подростков от негативных влияний  среды и пагубных привычек, – говорит президент региональной общественной организации. – Мы обеспечим условия для получения знаний и навыков инженерно-технической подготовки авиационной направленности, интеллектуального, культурного, физического развития ребят. Они приобщатся к истории отечественной авиации, выработают самодисциплину, умение самостоятельно принимать решения, работать в команде. Это в любом случае пригодится  в формировании личности. Ну а свяжут ли они в будущем свою жизнь с авиацией, решать только им.

Хотя в душе каждый из команды «Авиацентра» надеется заразить мальчишек и девчонок любовью к небу.

– Если кто-то все же выберет авиацию, то, имея запас времени до поступления в летное училище и цель, можно успеть решить многие имеющиеся проблемы: подтянуть учебу, поправить здоровье и так далее, – подчеркивает Владимир Меньшиков. – Если же выбор падет на другую профессию, то приобретенные в Юношеской планерной школе знания и навыки пригодятся везде. Это позволит стать технически грамотным человеком, надежным товарищем, ответственным гражданином, патриотом своей малой и большой Родины.

Фото автора


Зарегистрируйтейсь, чтобы участвовать в обсуждении.

Полезные ссылки