Старая версия сайта доступна по адресу old.infoflag.ru.

Образование возвращается к истокам

Образование возвращается к истокам
Визуализация помогает почувствовать даже самое сложное

Если вы считаете, что сказка – это что-то несерьезное, не удивляйтесь – вы заблуждаетесь. Для малыша эта штука крайне важная. Она – самое что ни на есть настоящее, и, пока он не подрастет, сказки – единственное, что дает ему возможность сформировать картину мира.

Вообще, способов построения и передачи этой картины и у взрослых тоже немного. Если быть точным, их всего три.

Самый древний и есть сказка, говоря шире – миф. Не было у наших предков науки – иного способа познания, «работающего» не просто с образами, а с объективными данными, как не было ни развитой философии и теологии – третьего, еще более высокого способа, в основе которого лежат уже чистые абстракции. Но были мифы – разные (от эпоса, преданий и былин до сказок и пословиц), формирующие эту картину и интуитивно наполнявшиеся тогдашними знаниями, формулировавшие, но не называвшие по имени моральные принципы, понятия о добре и зле, о правильном и неправильном.

Как и древним людям, ни наука, ни философия, ни теология малышу еще недоступны. Поэтому сказка для них и есть целая вселенная.

Чему учат сказки? Попробуйте разобрать, например, историю колобка, и, вполне вероятно, придете к выводу, что она – о подростке, который только начинает осваивать внешний мир, выходя из отчего дома, и сталкивается с опасностями.

Однако адресована сказка не подросткам, а малышам. Она не делает конкретных выводов, не учит морали, она не идеальна – юный, горячий и самонадеянный главный герой, став жертвой хитрости и коварства, погибает. Но это событие, самое настоящее и подлинное, – внутри сказки, запечатлевшись в памяти малыша, исподволь уже в этом возрасте начнет готовить ребенка к будущему – пока он еще дома, в абсолютной безопасности.

Только не рассказывайте ему об этом. Препарировать сказку нельзя ни в коем случае. Она должна остаться сказкой. Ребенка нужно просто погрузить в этот мир – максимально глубоко и безопасно для него. Сказку можно визуализировать, предложив нарисовать картинки, можно вместе с малышом инсценировать, наконец, придумать альтернативу сюжету – а что было бы, если б колобка не съели…

Смысл сказки не формулируется, он – внутри нее. Но интуитивно понимается ребенком и – работает, помогая его будущему.

– Современная педагогика сегодня очень серьезно занимается смыслообразованием. И его базовый слой формируется именно на уровне мифа, – считает кандидат педагогических наук, клирик храма Рождества Пресвятой Богородицы иерей Димитрий Жданов.

Блестящая лекция священника стала частью недавнего события, в Центре «Духовное просвещение», впервые в его истории, прошел семинар для воспитателей детских садов, на помощь коллегам пришли педагоги урайской «воскрески».

Ну а его темой стал относительно новый предмет – образовательная программа «Социокультурные истоки», которую вот уже несколько лет как ведут в детских садах и в начальной школе.

– Формированием и передачей мифа всегда было именно семейное пространство. Былины, сказки, миф как таковой – все это передавалось через внутреннюю культуру семьи. Но сейчас по большому счету этого пространства уже нет. И эту функцию пытается перенять государство через систему образования. Насколько это продуктивно и реализуемо, покажет время. Но попытка предпринята, и это уже хорошо, – так определил задачу курса отец Димитрий.

С ним солидарны и педагоги центра.

– Когда-то традиции народа и нравственные ценности передавались из поколения в поколение, из уст в уста, от сердца к сердцу. Дети жили в этой среде, они видели все на практическом примере. Сейчас, к сожалению, традиции тех же праздников утеряны, во многих современных семьях о них просто не знают. Поэтому наша задача – возродить интерес к нравственным основам самой жизни народа, – считают они.

И им было что предложить коллегам. Они попросили воспитателей на время вернуться в детство – Виктория Афтенко провела практическое занятие, рассчитанное на дошкольников, рассказав о преподобном Сергии Радонежском, а Яна Шмакова раскрыла суть главного праздника христианства, Светлого Воскресения Христова, в ходе занятия для ребят постарше.

Крестное знамение – не просто символ. Это исповедание веры

Безусловно, у «воскрески» – свои образовательные программы, отличающиеся от тех, которым следуют в детских садах и в школах. Но сами подходы, приемы и многие темы, безусловно, востребованы. За годы своей работы «Духовное просвещение» создало большую методическую базу и готово делиться опытом.

– Программа «Истоков» выстроена очень сложно, и без методической помощи педагогам не обойтись, – считает начальник службы по работе с молодежью управления образования и молодежной политики Урая Марина Варитлова. – Но в условиях пандемии возможности повысить квалификацию, выезжая за пределы города, у них не было. И когда директор центра Светлана Васильевна Юрцун предложила провести семинар на базе воскресной школы, мы решили попробовать.

– Все было очень легко, просто, все доступно и очень интересно, – поделилась с нами музыкальный организатор из «Антошки» Ольга Яремако. – Я познакомилась с новыми формами и методами работы и поняла: все это можно применить на практике. Да еще и сказки с другой, неожиданной стороны увидела. Наверное, детям будет очень интересно придумать для них продолжения.

– Получилось совсем не комом. Все очень довольны. Я была на подобных семинарах, еще в докоронавирусные времена, и в Ханты-Мансийске, и в Сургуте. Поверьте, этот – нисколько не хуже, – отметила Марина Варитлова. – И я думаю, это только начало. В наших планах провести такие же семинары и для учителей начальных классов. К слову, по итогам декабрьских Рождественских чтений в Ханты-Мансийске было рекомендовано программу «Истоков» положить в основу воспитательной работы в школах. Основой ее должно стать именно духовно-нравственное воспитание.

– Семинар был действительно востребован и необходим, – согласна с ней директор центра Светлана Юрцун. – Не секрет, что сейчас педагогическая работа во многом восполняет семью.

Как бы то ни было, сегодня педагоги все активнее возвращают в систему образования едва было не потерянную одухотворяющую ее составляющую – воспитание, тем самым возвращают современной школе лучшие традиции отечественного образования. Тогда и сами «Истоки» – тоже не случайное название.

– В человеке не может быть только одна, только мирская составляющая. Есть еще и духовная, – считает настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы протоиерей Иоанн. – И само время сегодня обязывает нас вернуться к духовному. Эти истоки – путь к совести. А совесть – это и есть голос Божий внутри человека.

Фото автора

* * *

Сегодня определен современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа страны.

Именно на воспитание такого гражданина нацелена образовательная программа «Социокультурные истоки», которая основывается на любви и уважении к своим родителям, родной земле, богатым духовным и культурным отечественным традициям.

Программа реализуется под эгидой Российской академии естественных наук с 1995 года, получила поддержку в Комитете по образованию и науке Государственной Думы в 1998 году.


Зарегистрируйтейсь, чтобы участвовать в обсуждении.

Полезные ссылки