Старая версия сайта доступна по адресу old.infoflag.ru.

Встреча с шаманским бубном

Встреча с шаманским бубном
Когда звук пребывает в гармонии с душой и сердцем

На днях в Силаве, на высоком кондинском берегу, звучал шаманский бубен. Сам он родом из Казани, но в руках мастера Гузель Юсуповой его звучание казалось органичным для наших мест, словно он тоже коренной кондинец.

Вместе с супругом Гузель делает бубны, в Казани у них – семейная мастерская с редким именем «Яранга». А еще она учит тех, кто сам хочет овладеть этим искусством.

Для практикумов, ретритов, как говорит сама Гузель, она выбирает неслучайное время и неслучайные места. Участников всегда немного – самая большая группа собиралась на острове Ольхон, на Байкале, где родилось шестнадцать бубнов. Сегодняшний – прошел на Кондинской земле, под Леушинкой, и собрал человек десять, каждый из которых смастерил свой личный бубен. Следующий – запланирован на день осеннего равноденствия и пройдет в омской тайге. А в будущем году, если все сложится правильно, практикум пройдет в Силаве. Мастер уже побывала там, и я услышал, как звучит над кондинским берегом ее шаманский бубен.

В Урай ее пригласила подруга Инесса Салун. Она познакомилась с ней года три назад, и тогда же с помощью Гузель собрала свой шаманский бубен.

– Мне бы хотелось, чтобы о шаманизме говорили не с позиции страха, а с позиции понимания, – говорит она. – Шаманизм – он, прежде всего, об уважении к природе, к каждому растению, к каждому животному и насекомому. Мы молимся за всю планету, за чистую воду, леса, за жизнь, чтобы она продолжалась, чтобы дети рождались здоровыми. По сути, это древняя форма экологического сознания, которое так до сих пор не стало в современной цивилизации преобладающим. Шаманизм – именно об этом, о возвращении к истокам.

Гузель вспоминает, как сама впервые сделала бубен.

– Однажды я просто увидела бубен и захотела себе такой же. В интернете прочитала, поняла основной принцип и решила, что могу и сама его смастерить. Весь материал нашелся сразу, и из того, что было, я собрала свой первый бубен, – рассказывает она. – Мне было интересно, думаю, поэтому все случилось. Все шло каким-то внутренним движением, от самого сердца.

Гузель уверена, что бубен начинается с определенного состояния.

– Ощущение очень близкое к беременности или к состоянию женщины, которая хочет зачать. Она сердцем чувствует дух ребенка, его душу. При создании бубна чувствуется то же самое, и действуешь уже не думая. Берешь материал и рождаешь инструмент. А когда бубен готов, обязательно найдется человек, которого этот инструмент будет ждать.

Он делается из живых материалов. В нем живет дух дерева, зверя и энергия мастера, убеждена мама шаманских бубнов, как Гузель сама себя называет.

Бубны в разных культурах отличаются: разнятся методы сборки, расположение деталей. У каждого народа свои особенности. Бубны семейной мастерской «Яранга» по преимуществу собираются по методу индейских шаманов Америки, когда кожа полностью охватывает деревянный обод. А вот у манси, якутов, бурят она чаще всего просто приклеивается мездровым клеем к обечайке или прибивается гвоздиками.

– У якутов, вернее сказать, у саха, задействовано еще и железо – используется кованая крестовина, за которую держат бубен. А сам он чаще всего яйцевидной формы, у бурят – острием вверх, у саха – вниз. То есть нюансы есть у каждого народа, – отмечает Гузель.

– Дерево, колотушка, шкура – все разное, в зависимости от географии и традиций?

– Да. У тех же саха считается священным деревом береза. Почитается лиственница. А вот один шаман мне сказал, что колотушку лучше делать из дуба, – продолжает Гузель. – Вообще, по традициям сам обод должен выдерживать вес шамана. Но сейчас они уже не всегда соблюдаются, и, если человек достаточно грузный, он может, конечно, и раздавить бубен.

Мастер использует преимущественно козью шкуру. Она очень хороша своими физическими параметрами. А вот оленья шкура достаточно быстро выходит из строя.

– Вообще, лекал нет. Просто я выбрала один из многих способов и как-то его придерживаюсь, – поясняет Гузель. – Сегодня с бубнами работают психологи, и даже некоторые массажисты используют его в своей практике. И потом, много любителей этнических инструментов, которые тоже приобретают свои, личные бубны. А еще их используют в театральных постановках. К примеру, мои бубны работают в Санкт-Петербурге, театрах Удмуртии и Карелии.

– В сакральном смысле бубен – это солнце?

– И солнце, и луна. Бубен связует все три мира – нижний, средний и верхний – и позволяет «путешествовать» между ними.

– Мне звуки бубна чем-то напоминают биение сердца. И они кажутся мне очень родными и близкими. Возможно, это память о жизни еще до рождения…

– На самом деле ребенок в животе сквозь воды не слышит биения материнского сердца. Но он чувствует пульсацию крови, которая повторяет этот ритм. И бубен возвращает нас к памяти еще и об этом.

Звуки бубна – это еще и звуки земли, это и многое другое.

– В методике звукотерапии известного ученого Альфреда Томатиса первые сеансы выстроены на низовых частотах именно бубна, – подключается к разговору Инесса Салун. – И лишь в следующих сеансах методика поднимается выше по звукоряду – это могут быть и григорианские песнопения, и Моцарт, и Бетховен.

Конечно, можно относиться ко всему этому скептически. Но сам Томатис разработал эту методику в 1953 году, и с тех пор собрано уже достаточно много доказательной статистики.

– В юнгианском психоанализе изучение практик шаманизма занимает значительное место. По сути, это встреча подсознания и сознания. Мало кто знает, но я еще и психолог, второе высшее образование у меня – психологическое. И когда работаешь с сопротивлением клиента, иногда бывает нужно полгода еженедельных сеансов, чтобы войти в подсознание человека, преодолев механизмы сопротивления, – делится Инесса. – А бубен в трансе делает это за одну-две сессии. Ведь что, по сути, роль шамана? Он провожает человека в его же подсознание. И человек в процессе трансового погружения находит ответы на свои вопросы. По сути, это форма эриксоновского гипноза.

Шаманы так и работали. То есть вводили человека в то состояние, в котором он сам себя исцелял. А шаман в это время «говорил» с духами, а в действительности как бы охранял человека, не допуская, чтобы тот ушел слишком далеко.

Встреча с шаманским бубном – это возвращение в себя настоящего, к тишине, из которой приходят нужные ответы.

Фото автора


Зарегистрируйтейсь, чтобы участвовать в обсуждении.

Полезные ссылки