Не оставаться в стороне

Добровольцы раздают гуманитарную помощь
Ураец Артём Бабенко вернулся из Донбасса, где две недели трудился в составе окружного гуманитарного корпуса. Он не первый доброволец из нашего города, который решил принять участие в судьбах мирных людей Донецкой и Луганской республик. Как и другие волонтеры, Артём говорит, что эта поездка заставила его многое переосмыслить.
Это наши люди
– Я знал про работу гуманитарного корпуса и следил за их деятельностью с 2014 года, – рассказывает Артём. – Мы всей семьей принимали участие в сборах помощи. После того как узнал от нескольких знакомых о том, что они побывали там, тоже подал заявку.
Поездка была запланирована на период отпуска.
– На всякий случай я взял еще донорские дни и несколько дней за свой счет. На самом деле думал задержаться. Настолько много там работы, причем в круглосуточном режиме. Ты нужен буквально с 6 утра и до позднего вечера, – делится Артём Бабенко.
Добровольцы гуманитарного корпуса распределяли между собой обязанности с вечера.
– Ежедневно мы получали новые задачи. Все специальности и навыки шли в ход. И просто раздача помощи, и встреча машин, а также перевозка, транспортировка, разгрузка, передача… Медикаменты развозили по больницам. В домах и окна заделывали, и крыши ремонтировали, и готовили еду для людей, которые не могли сделать это самостоятельно, – рассказывает доброволец.
По словам Артёма, чаще всего помощь требуется одиноким пожилым и больным людям. Именно они оказались в самом сложном положении.
– По тем или иным причинам они не смогли уехать. Старики очень привязаны к своему дому, где прошла вся их жизнь. Некоторые, правда, просили переправить их к родственникам в Россию. Так, буквально перед моим приездом добровольцы помогли эвакуировать с Херсонского направления в округ одну бабушку, – делится Артём.
Иногда людям нужна даже просто психологическая поддержка и доброе слово.
– Часто приходилось просто выслушать, поговорить, подбодрить, чтобы не отчаивались и верили в то, что все обязательно будет хорошо, – рассказывает доброволец. – Я ни разу не слышал плохих слов в адрес нашей страны. Люди живут в ужасных условиях, пережили трагические события, кто-то потерял многое, но мы видели только абсолютное понимание ситуации с их стороны. Вообще не заметил отличия от наших людей. Они говорят на чистом русском языке и рассуждают так же, как мы. Эти люди – свои.
Передача бойцам на передовой писем от студентов Урайского политехнического колледжа
Артём признается, что у него и его коллег-добровольцев собраны десятки кадров, где местные жители благодарят волонтеров за поддержку, рассказывают о том, как помогали им выжить русские солдаты.
– Они удивляются, как так, что мы просто отдаем вещи в дар, – делится доброволец. – Приходилось объяснять, что вот люди из Ханты-Мансийского округа собрали гуманитарную помощь и через нас передают вам, понимая, в каких тяжелых условиях вы сейчас находитесь.
Ценить каждый день
Сложно приходится людям, которые остались без работы или документов, потому что те были утеряны или сгорели после бомбежек.
– В Донбассе сейчас полным ходом идет восстановление, – говорит Артём Бабенко. – Отстраивают дома, мосты, дороги восстанавливают. Рабочие места появляются. Но надо понимать, какая там была разруха. Остановлены заводы, школы, органы местного самоуправления только налаживают работу. Не все могут вернуться к более или менее нормальной жизни. Люди без документов не имеют возможности получать пособие или пенсию.
Часто добровольцам приходится сообщать о необходимости восстановить документы тому или иному человеку в местной администрации.
– Мы всегда были на связи с чиновниками, а еще наладили сотрудничество с так называемыми комитетами самоорганизации населения, – рассказывает доброволец. – Это такие сообщества, которые организовывают сами жители разных районов. Находятся люди с лидерскими качествами и желанием помогать, которые сплачивают вокруг себя остальных. Они тоже, по сути, волонтеры. Только местные. Знают своих соседей и имеют представление о том, кому, какая нужна помощь.
Десятки человеческих историй волонтеры пропускают через себя.
Артём признается, что первые несколько дней ему было сложно именно психологически.
– Нам невозможно даже представить себе такую ситуацию, в которой оказались люди. Здесь, даже если ты захочешь помочь, это сделать просто. К примеру, что-то отремонтировать. Пошел в магазин и купил все необходимое – саморезы, детали какие-то. Там это нужно еще поискать, когда вокруг выгоревшие дома, – делится он.
Однако адаптироваться пришлось достаточно быстро. По словам Артёма, о себе было думать просто некогда.
– Ни дискомфорта, ни усталости, ни напряжения не замечаешь, – говорит он. – Я понял, каково этим людям, когда шел по Донецку и слышал взрывы на окраинах. Буквально вчера мы были в торговом центре, а на завтра читали в телеграм-канале новости о том, что туда прилетел снаряд. Кстати, о снарядах. Они до сих пор попадаются, неразорвавшиеся, просто под ногами.
Артём Бабенко на фоне взорванного моста в Мариуполе
Чтобы не только помочь другим, но и самим не расстаться с жизнью, добровольцы обязаны строго следовать технике безопасности.
– Рядом с нами постоянно находились профессиональные инструкторы, – рассказывает Артём. – Особенно опасно было выходить в районы, где все в развалинах. Но идти нужно, потому что где-то в подвале сидят несколько человек и им нужны продукты. Или в практически выгоревшем доме осталась жилая квартира. Двигаешься предельно аккуратно, поднимаешься в подъезд и думаешь, выдержит ли вся эта конструкция, учитывая, что половины дома просто нет…
Именно один визит в такой дом запомнился Артёму больше всего.
– Мы пробирались в уцелевшую квартиру с корреспондентом ВГТРК «Россия» и одним из добровольцев нашего корпуса. Он, кстати, сам из Донбасса. Беженец. Уехал в Сургут, а потом вернулся в качестве волонтера, – рассказывает Артём. – Так вот, в этой квартире нас встретила большая семья. У супругов, пожилых людей, – трое детей и внучка, которая родилась всего несколько месяцев назад. Ее мама, на восьмом месяце беременности, вместе со всеми скрывалась от бомбежек в подвале этого самого дома. Нам показывали подвал. Там до сих пор лежат матрасы. Мы услышали десятки историй о том, как соседи дежурили по очереди, как ходили добывать еду, как сидели в этом подвале, пока горел их дом, и не могли выйти.
Артём признается, что период активной рефлексии после увиденного у него произошел уже по возвращении в Урай.
– Мы, люди, живущие здесь, даже не понимаем, насколько счастливые. Насколько переживаем из-за мелких проблем, которые на самом деле легко решаются, пока мы живы. Нужно ценить каждый день, – говорит он.
Фото из архива Артёма Бабенко