Люди, которые летают

Вчера, 9 февраля, в России отмечали День работника гражданской авиации – профессиональный праздник пилотов и тех, кто круглосуточно обеспечивает воздушные перевозки по всему миру
Кто может похвастаться тем, что свое рабочее время проводит в небе? Конечно, пилоты и летчики. По словам работников урайского аэропорта, это два разных понятия.
– Летчики – все, кто находится в кабине воздушного судна, даже бортмеханик, а пилот – тот, кто управляет вертолетом или самолетом, – отметил командир вертолета МИ-8 Александр Куклин. – Когда поступил в летное училище, сразу выбрал вертолет. Конечно, везде свои сложности: там, где тяжело у нас, легко у пилотов самолетов, и наоборот. Встречаются такие люди, которые приходят в профессию, имея за плечами опыт работы экономистом, адвокатом, журналистом. Но выбирают небо.
За ручкой управления Александр уже более десяти лет. И за это время ни разу не задумывался о том, чтобы сменить профессию.
– От полета мы получаем удовольствие, техника у нас отличная. Устаем лишь от шума, вибрации и ранних подъемов, – делится командир. – У меня подрастает дочь, и я не против, чтобы она тоже пошла учиться в летное и связала свою жизнь с небом. Тем более сегодня среди пилотов вертолетов встречаются девушки, и это уже норма.
И действительно, в урайском аэропорту сегодня трудятся несколько династий. Говорят, что выбирают профессию, связанную с авиацией, лишь потому, что с самого детства с ней знакомы.
– Мой отец приехал в Урай, когда город только-только начал развиваться, а на месте аэропорта был деревянный аэровокзал, – вспоминает начальник участка по наземному обслуживанию и инспектор по безопасности полетов Денис Гороховцев. – Я не мечтал быть пилотом, но стал им и ни капли не жалею. Сегодня в силу здоровья я не могу управлять вертолетом, но уходить из авиации точно не планирую.
Даже часто летающие пассажиры иногда забывают – чтобы крылатая машина поднялась в небо, трудится много людей. Часто в конце полета благодарят экипаж громкими аплодисментами и даже не задумываются, что благодарности заслуживают и те, кого в полете не было. Например, сотрудники инженерно-технической службы, метеостанции, центра управления полетами и даже пожарные спасатели, которые готовятся к каждому рейсу.
– Выезжаем на спецавтомобиле только к самолетам, на одну треть взлетно-посадочной полосы, протяженность которой 2 300 метров, – рассказывает заместитель начальника спасательной службы Эдуард Ниязов. – А вертолеты встречаем в боксе. Нам дается три минуты, чтобы добраться до конца взлетно-посадочной полосы, и мы в это время укладываемся.
В урайском аэропорту у каждого отдела своя зона ответственности. Одни следят за безопасностью полетов, другие – за здоровьем летчиков, третьи наблюдают за погодными явлениями.
– В первую очередь мы обеспечиваем безопасность полета, – подчеркивает начальник авиационной метеорологической станции Алевтина Балош. – За окном нашей службы все еще стоит метеорологическая будка и осадкомер, но сегодня мы также используем аппаратуру, которая расположена вдоль взлетно-посадочной полосы. Она измеряет влажность, ветер в зоне посадки и приземления. Эти данные передаются на станцию, а специалисты уже анализируют ее и доводят до пилотов.
Следят за прилетами и дежурные диспетчеры. Среди них – Ольга Чванова, которая уже 13 лет работает в урайской авиации. Она координирует все службы аэропорта.
– Наши профессии всегда были не только сложными и ответственными, но и романтичными, – признается она. – Я очень люблю небо, оно притягательно.
Есть люди, которые выбирают небо. И пусть они не управляют вертолетами и самолетами, каждый из них – настоящий герой, романтик, который ежедневно касается руками облаков.
Фото автора