Мятный пряник из детства

Мятный пряник из детства
Екатерина Дмитриевна Беспалова, станция скорой помощи, г. Урай, 1967 год

Екатерина Беспалова 56 лет отдала медицине. О ее трудовых успехах говорят записи в трудовой и награды, но самые ценные – удостоверение несовершеннолетнего узника фашистских лагерей и медали к праздникам Великой Победы.

Екатерина Беспалова родилась в селе Солдатское Воронежской области в 1938 году. Родители, Дмитрий и Мария Зыковы, были неграмотными. Мария трудилась в колхозе рабочей, а Дмитрий – скотником. В семье Зыковых было девять детей: три дочери и шесть сыновей. Катя была вторым ребенком. Семья жила в небольшом доме с русской печкой, за которой был примост, где спали дети. Рядом с домиком был огород и стайка. Дмитрий Фёдорович выкопал во дворе колодец, поэтому воды хватало и для хозяйства, и для полива. Старшие дети помогали родителям, заботились о малышах. В семье была швейная машинка, и Мария Ивановна постоянно что-то шила, штопала одежду для семьи. Вязала теплые варежки и носки детям.

В округе было много полей, на которых выращивали не только картошку и капусту, но и арбузы. В оврагах, на склонах росла ароматная полевая клубника. По краям полей росли кусты смородины, а вдоль бахчи с арбузами – малина. В период созревания ягод на их сбор выходили бабушки с внучатами, молодые женщины и подростки. Пелагея Карповна, бабушка Кати по материнской линии, варила клубничное варенье.

Перед началом войны в семье было трое детей. С первых дней все мужчины ушли на фронт, осиротело село, остались женщины со стариками да малые дети. Недалеко от дома Зыковых жили родители Дмитрия, которые взяли заботу о снохе и внуках.

В 1941 году Кате еще не было трех лет, о войне она помнит по рассказам мамы. Все женщины вышли работать в поле. Вдруг услышали, что к ним в село нагрянули «гости». Все побежали в село, к своим домам, ведь у многих в избах оставались дети. Когда Мария Ивановна прибежала с детьми к дому, в ограде уже хозяйничали немцы: на костре жарили поросенка, ловили кур. Три недели в каждом доме жили немцы и чувствовали себя хозяевами. С вечера во всех избах плотно закрывали занавесками окна, чтобы не было ни малейшей щели, где бы мог пробиваться свет. Мария с детьми спала на примосте за печкой. Старший сын был бойкий и всякий раз старался навредить непрошенным гостям. В один из вечеров он захотел посмотреть из окна, отодвинул занавеску – и тут же получил от немца нагайкой по плечу. На всю жизнь у мальчика остался рубец от удара. Однажды ночью он из-за печки бросил на спящих немцев кота, который поцарапал лицо одному из них. Поднялся переполох, немец кричал, стараясь выяснить, кто же бросил на него кота. Но через переводчика Марии удалось убедить разъяренного фашиста, что кот прыгнул сам. Мирное население немцы не трогали, село не бомбили.

Однажды рано утром всех жителей села стали выгонять из домов и направлять в сторону колхозной конюшни. Лошадей вывели в загон, а в конюшню загнали около 400 жителей. Люди двое суток сидели голодными в конюшне, ночью старались дремать около стен постройки, плотно прижавшись друг к другу. Матери как могли согревали маленьких детей своим телом.

Через два дня всех заставили выйти на территорию скотного двора, вокруг которого было несколько машин и запряженные лошади. Немцы погнали людей в сторону железнодорожной станции. Конечно, никто из жителей села не знал, какой тяжелый им предстоит путь. Но все держались своими семьями. Одного малыша отдали на руки Машиной сестре – 16-летней Насте, создав видимость, что это ее ребенок. Так нужно было сделать, потому что всех подростков угоняли в Германию.

Во время движения колонны днем стояла жара, ночами обессиленные люди спали вдоль дороги на обочине, пили из луж, дети плакали от голода, а матери и старики падали от усталости. Но немцы не оставляли никого на дороге, заставляли помогать друг другу, поддерживать и двигаться вперед, а сами продолжали передвигаться на лошадях. 97 километров пришлось преодолеть жителям села, пока они добрались до железнодорожной станции Алексеевка. Их всех согнали на базарную площадь, посредине которой была сооружена крыша без стен. Вся территория была загорожена колючей проволокой. Прибывших людей стали загонять на огороженную территорию. Все должны были заходить семьями по списку, так был установлен учет людей. Помогали в этом случае полицаи, которые разговаривали на русском. Вокруг площади расположились немцы с овчарками. Обессиленные длительной дорогой люди валились на землю.

Так прошла ночь, день, ночь. Голодные, истощенные люди сидели на соломе. На второй день стали выдавать кусочки сырого конского мяса. Даже представить невозможно, как люди ели это мясо, как маленьким детям из мяса выдавливали кровь. Так кормили людей в течение всего времени, пока не закончились животные. Через два дня немцы разрешили местным жителям приносить еду для пленных, и они делились сухариками, картошкой в мундире.

Дети есть дети. Они бегали по территории, и шустрого старшего брата приметил немецкий офицер. Научили мальчугана поднимать вверх правую руку и кричать «Хай Гитлер». Это веселило немцев, и офицер иногда давал мальчику небольшой кусочек сахара или печенья. Получив подарок, брат бежал к родным. Прошло 18 дней и ночей. Когда местные ребятишки передавали пленным еду, один из мальчишек всегда старался передать картошку брату. И однажды он успел шепнуть, что внутри картошки спрятана записка, которую нужно прочитать и уничтожить. В записке было сообщение, чтобы в эту ночь взрослые не спали, с рассветом будет сюрприз.

Вечером немецкий офицер зачитал приказ о погрузке пленных в вагоны для отправки в Германию и сообщил, кто в какой вагон должен попасть. На площади стояли машины, в которые должны были грузить людей. Погрузка должна была начаться ранним утром. Конечно, всем взрослым было не до сна. Не спал и дедушка с внуком. И вдруг часов в 5 утра на небе заискрились огоньки, и мальчик закричал: «Звездочки летят! Звездочки!» Взгляды всех людей были обращены в небо, где к железнодорожной станции подлетали советские самолеты. Началась бомбежка станции. Катерина вспоминает, как они с младшим братом залезли под мамину юбку, как цыплята, спасаясь от бомбежки. Они надеялись, что находятся в безопасности.

После бомбежки люди стали выбегать из-за колючей проволоки в сторону складов с продуктами. У немцев служил венгр, который уделял внимание дедушке, поэтому, когда дедушка увидел венгра, он заставил снять с себя немецкую форму и отдал ему свой пиджак, чтобы тот мог спастись от смерти. Катерина Дмитриевна на всю жизнь запомнила такой момент, когда дедушка перевернул на спину убитого немца и девочка увидела, что из немецкой сумки торчит какой-то предмет. Она его вытащила, а это оказался мятный пряничек. И сегодня на столе у нее лежит этот пряник, напоминающий о страшном военном детстве.

Фото из архива Екатерины Беспаловой

Воспоминания записаны в 2023 году

Продолжение истории Екатерины Беспаловой читайте в следующем номере газеты «Знамя»


Зарегистрируйтейсь, чтобы участвовать в обсуждении.

Полезные ссылки