ЖКХ: живи как хозяин

У каждой профессии – свои секреты
Можно спорить о том, какая сфера жизнедеятельности города ближе всего к повседневной жизни человека. Но все же есть одна, созвучная слову «жизнь».
Накануне о том, какие задачи стоят сегодня перед ЖКХ Урая, я поговорил с двумя руководителями отрасли: начальником управления жилищно-коммунального хозяйства Олегом Лаушкиным и директором управляющей компании «Гарант» Маратом Нурмухаметовым.
– Что для вас как управленца такой сложной системы является критерием успеха? – спросил я Олега Александровича.
– Для меня им служит количество обращений жителей. Чем оно меньше, тем, можно сделать вывод, лучше мы работаем. А еще – благодарности. Благодарят не так часто, да и сам я особо в них не нуждаюсь. Но люди, которые чистят снег или устраняют аварийные ситуации, зачастую не в самых легких погодных условиях, поверьте, более чем заслуживают признания.
Замечу, что в сфере жилищно-коммунального хозяйства сегодня возник реальный дефицит кадров, и не потому, что эта работа не самая благодарная. Уровень оплаты труда, на мой взгляд, явно не соответствует тем объемам, которые возложены на плечи работников этой отрасли.
Все-таки в моем понимании рабочие профессии – того же дворника, сантехника, а не блогера – для общества ключевые. А инженер, причем в любой сфере, – это вообще двигатель всего процесса. И этот труд должен достойно оплачиваться.
Между тем с каждым днем требования к нашей службе только растут. Сегодня у жителей есть возможность посредством соцсетей напрямую обращаться к главе города. И любая возникшая проблема поступает к первому руководителю, соответственно, транслируется в наш адрес, чтобы мы могли оперативно принять меры в той или иной ситуации. Мы вплотную работаем с управляющими компаниями, с ресурсоснабжающими и подрядными организациями, которые занимаются содержанием в рамках муниципальных контрактов, которые мы ведем.
Сегодня активно развивается и сам город. Только за последние три-четыре года в Урае появилось примерно полтора десятка новых детских городков. В том числе достаточно больших – реконструированное «Солнышко», «Нефтеград», «Гнездо», появился «Белкин лес», построена набережная. Ремонтируются дороги, строятся новые, город развивается, а значит, растет протяженность внутриквартальных проездов. При этом бюджет на содержание, к сожалению, год от года особо не меняется.
Очень надеюсь на то, что при формировании бюджета уровень содержания будет соизмерим с теми объемами, которые сегодня у нас появляются.
– И все-таки что дает возможность работать, ежедневно, рутинно, в такой сложной сфере и в неидеальных условиях?
– На мой взгляд, многое зависит от человека, который приходит в профессию. Нужно, несмотря ни на что, любить ее и принимать те решения, которые в конечном итоге приводят к результату, нужному жителям нашего города. И наша работа заключается в том, чтобы обеспечить максимально возможные комфортные условия для проживания жителей.
– А сами они могут стать настоящим сообществом, с которым получится вести конструктивный диалог?
– Добрососедство вернуть в нашу жизнь очень сложно. Если раньше у жильцов был примерно общий круг интересов, то сейчас у всех они разные. Общество расслоилось, и у каждого свои взгляды, различные возможности.
– Но, с другой стороны, общий дом, общий двор – все это объективно существует, а следовательно, есть и основа для соседских отношений.
– Если дом только построили и все разом в него заселились, тогда согласен – такое возможно. В старых домах, где жители часто переезжают, покупая и продавая жилье, где квартиры сдаются, соседскому сообществу гораздо сложнее сформироваться.
Но вы правы в том, что прежде всего в каждом человеке должно возникнуть чувство хозяина: подъезд – он твой, дом – твой, двор – твой, и он должен стать твоим по-настоящему. Просто по-хозяйски нужно относиться и к нему, и к своему городу.
В домах деревянного фонда такую табличку можно встретить и сегодня. Может быть, это не самый худший пережиток прошлого
Знаете, я недавно услышал оригинальное определение аббревиатуры ЖКХ: Живи Как Хозяин. Если это ощущение станет в обществе преобладающим, то это и город поможет сделать лучше, и бюджетные средства заодно сэкономит, не тратя их на ремонты после выходок вандалов. Да и нам будет проще вести позитивный диалог с горожанами.
…Впрочем, такой диалог ведет не только власть, но и непосредственно управляющие компании.
– Вы спрашиваете о нашем опыте взаимодействия с жильцами? – уточнил в беседе со мной Марат Нурмухаметов. – Помните, мы провели акцию добрососедства совместно с жителями двора в третьем микрорайоне и депутатом Евгением Ребякиным, высадив цветы и саженцы сирени? При поддержке жителей мы обеспечили горячим водоснабжением квартиры в 34-м и 33-м домах второго микрорайона, ну и уже по собственной инициативе сделали подсветку «Зины».
Мы постоянно участвуем в каких-то городских социальных проектах. Так, например, недавно отправили нашим бойцам в зону СВО приобретенный в складчину (мной, Геннадием Аднакуловым, Мартином Амбарцумяном и моими коллегами Рустемом Рахмедовым и Ольгой Зыряновой) автомобиль «Нива». Ну а перегнал машину в Мариуполь депутат городской Думы Евгений Ребякин. И в этом мы тоже не можем быть равнодушными.
И конечно же, ежедневно решаем массу вопросов, работая на благо города.
– Насколько активны сами жильцы? Помню, в свое время говорилось о домовых комитетах…
– В каждом доме формально есть совет многоквартирного дома, есть председатели. Вопрос в том, что где-то они активны, а где-то давно уже нет. Поначалу мы часто встречались, обсуждали тарифную политику, планы текущих ремонтов. Но потом понемногу все это ушло, успокоившись в каком-то пассивном русле. Подрастерял свои позиции и Общественный совет по ЖКХ.
– Так может время уже не то? Я вот из детства запомнил табличку «Дежурная квартира» в урайских двухэтажках. И знаете, это тоже объединяло.
– Ну а я, когда вернулся в 1997 году в свой родной Урай, тоже жил в деревянном доме, которого сегодня уже не существует. На нашей двери тоже периодически вывешивалась такая переходящая табличка, и моя супруга прибиралась в подъезде.
Однажды, а в то время содержанием жилищного фонда занималось МП ТЭЖХ, мы пришли в офис и написали заявление с просьбой отремонтировать подъезд. Нам сказали, что ремонт не предвидится, и вместо этого мастер выдала нам материалы – краски, побелку. И мы все вместе, сообща с соседями, покрасили и побелили подъезд и привели его в порядок. Это было по-настоящему дружное соседство.
Все это было еще в постсоветское время, а мы оказались людьми еще той закалки. Сейчас в жизнь вступило другое поколение. Вот вы меня спрашиваете, а лучше спросите у самих жителей: часто ли они ходят к соседям за солью?
– Но общий-то интерес есть. Вот он – подъезд, вот он – дом, вот он – двор, и это – на всех общее. Или он, этот интерес, не осознается?
– К сожалению, это только мы с вами так мыслим. Мы это еще понимаем, наши сверстники понимают. Но менталитет меняется, и меняется само отношение к жизни.
И все же, я думаю, это осознание придет и со временем станет определяющим. Мы живем оптимизмом, а значит, лучшим будущим.
Фото
из архива редакции