Счастье – говорить

Игра на развитие соматогнозиса ‒ восприятия своего тела
Когда Римма Замахайлова была маленькой, то очень плохо выговаривала букву «р». Девочка изо всех сил старалась произносить слова правильно и донимала маму с вопросами: «Ну, скажи, как мне научиться? Где учат хорошо говорить?» Мама в ответ пожимала плечами: «Не знаю. Наверное, нигде». А Римма с тех пор твердо решила, что научится сама и будет помогать другим детям.
Так оно и вышло. Повзрослев, Римма Замахайлова стала логопедом-дефектологом. Еще 20–30 лет назад эта специальность не была так распространена, как сейчас. Теперь дефектологи есть в каждом детском саду.
Римма тоже работает в дошкольном учреждении, но при этом открыла собственный центр развития, который помогает ребятам с ограниченными возможностями здоровья.
– Мы работаем в основном с детками, имеющими различные речевые или ментальные нарушения, с задержкой психического или психомоторного развития. К нам также приходят и здоровые ребятишки на развивающие занятия. Здесь готовятся к школе или подтягивают знания по отдельным предметам, – поясняет Римма.
Она трудится в команде с другими педагогами, каждый из которых имеет свою направленность.
Римме ближе всего логопедия. По ее словам, именно «неговорящие» дети – самая распространенная сегодня проблема.
– Не знаю, с чем это связано. Каждый случай индивидуален. Кто-то не говорит в силу педагогической запущенности, кто-то в силу различных органических нарушений. Много случаев обусловлены генетикой. Мне интересно изучать каждого ребенка, находить различные подходы, – признается Римма.
В ее практике есть немало любопытных случаев.
– Мама привела мальчика почти трех лет, с утверждением, что сын совсем не разговаривает. Оказалось, что ребенок говорит, но по-своему. Мы стали с ним вместе учиться выстраивать фразы. Уже на втором занятии он начал красиво и четко выговаривать некоторые слова, – рассказывает Римма Замахайлова.
На ее занятиях с детьми обязательно присутствуют и родители.
– Они наблюдают за процессом, а потом я даю рекомендации, какие упражнения можно поделать дома для того, чтобы отрабатывать навык, – поясняет педагог. – Стараюсь объяснять все простым, доступным языком и советую заменять какие-то специальные предметы, которые использую я, на подручные, бытовые.
Римма признается, что наилучший эффект достигается тогда, когда в одной связке работают несколько педагогов.
– Я знаю примеры взаимодействия логопеда с нейропсихологом и скажу, что эффект потрясающий. У нас в городе нет пока такого специалиста. Хотя я использую в своих занятиях приемы нейропсихологического подхода, но все же это более узкая направленность, которой необходимо обучаться.
Впрочем, Римма не перестает постигать новые грани своей профессии. Она не просто логопед, а специалист по сенсорной интеграции. Сравнительно недавно педагог освоила еще и превентивную логопедию.
– Я начала работать с новорожденными малышами, – поясняет Римма.
Она готова постоянно совершенствоваться и делиться своими знаниями с другими.
В своем центре Римма проводит практические семинары для воспитателей, педагогов и родителей.
– В нашей сфере важно непрерывно обучаться. Подходы и методики год от года меняются. Отставать никак нельзя! – отмечает педагог.
Фото из архива Риммы Замахайловой