Как сибирская тайга заменила горные просторы

Стройплощадка объединяет. С каждым уложенным кирпичом крепнет дружба между рабочими
На стройках в Урае крайне редко можно встретить местных жителей, в большинстве случаев здесь трудятся те, кто приехал в Россию с целью заработка. Но по тем или иным причинам они остаются в городе, создают семьи и продолжают благоустраивать улочки, дворы, парки.
Любовь на стройплощадке
– Баревдзез, баригалуст! (Здравствуйте, добро пожаловать! – пер. с арм.) – так пригласили в дом супруги Карен и Роза, которые уже больше тридцати лет живут в Урае. – Гостей мы встречаем только так – с открытой дверью, большой семьей и молитвой, чтобы человек, перешагивающий порог дома, приходил к нам только с добром и чистой душой и с этим же уходил от нас.
Они переехали из солнечной Армении в 1988 году после землетрясения, которое разрушило все коммуникации, заводы, изменило их привычный уклад жизни.
– Сначала переехал один брат, потом второй, затем и сестра с мужем, чуть позже перевезли родителей, – вспоминает Карен. – Урай нам полюбился сразу, здесь почувствовали себя как дома, устроились на работу и лишь недавно вышли на пенсию.
Адаптироваться к местной культуре и быту Карену и Розе помогло то, что они чувствовали поддержку от горожан. Сегодня в их доме практически никогда не закрываются двери – каждому гостю они рады и встречают его с национальным колоритом.
– Обычно мы накрываем большой стол, потому что знаем, что к нам обязательно зайдут друзья, – делится хозяйка. – Карен любит готовить шашлык по специальному рецепту – в электрическом тандыре. А мне остается подать к мясу остальные угощения.
На столе среди национальных блюд появляются привычные для нас блины, окрошка и даже заморская кабачковая икра.
– Среди наших друзей много тех, кто ценит и армянскую кухню, и русскую, – продолжает Роза. – Поэтому я ласково называю ее урайско-армянской.
Примечательно, что познакомились Роза и Карен на строительной площадке. Будущий глава семьи подводил электричество к зданию городской больницы, а молодая девушка Роза приносила обед своему отцу, который тоже работал на стройке.
– Однажды увидев, полюбил на всю жизнь, – признался Карен.
Армения, Москва, Урай
Мастер участка Нерсес сегодня трудится на строительстве новой школы на 900 мест в микрорайоне 1А. А вот несколько лет назад он жил и работал в Москве.
– Родился и рос в Армении, получил педагогическое образование в Ереванском государственном университете, – вспоминает он. – Потом понял, что содержать семью на зарплату педагога крайне сложно, и решил сменить профессию. Уехал в столицу России на заработки. Но шумный и быстрый город оказался не для меня.
Однажды Нерсес по долгу службы отправился в командировку в небольшой северный городок – Урай, который поразил его своим спокойствием, размеренностью и дружелюбием местных жителей.
– Погостив здесь немного, уехал в Тюмень, – продолжает строитель. – И уже там понял, как мне стал дорог Урай. Он притягивает как магнит, куда бы ни уезжал, все равно хочется сюда вернуться.
Самая первая площадка, на которой пришлось трудиться Нерсесу, была расположена в Чантырье. Там он вместе с рабочими строил сберкассу.
– Это был не банк, а просто касса, – рассказывает он. – Вроде бы небольшое строение, но вкладывали туда всю душу. И понимали, какая ответственная задача на нас лежала.
Дальше строительные площадки сменялись одна за одной – жилые дома, образовательные и спортивные учреждения. Все возводилось под чутким руководством Нерсеса.
– Конечно, приятно осознавать то, что большинство социально значимых объектов построено моими руками, силами друзей, коллег, – отметил он. – Нас всегда поддерживает руководитель Мартин Амбарцумян, и мы благодарны ему за то, что дал возможность стать частью развития истории Урая. На душе становится радостно, когда видишь, как кирпичик за кирпичиком начинает возвышаться новое здание. А это значит, что у горожан будут новые возможности для развития, проживания, получения образования.
Примечательно, что Нерсес сохранил свои национальные традиции. Вместе с родными и близкими он празднует Ураза-байрам – праздник разговения и Курбан-байрам – праздник жертвоприношения.
– Здесь даже лучше, чем в Армении получается отметить, – улыбается он. – Эти праздники обычно встречают в кругу семьи, а здесь нашей семьей стали не только родные и близкие, но и все те, кто с тобой рядом живет, трудится, радуется новому дню. Сегодня в Армении молодежь не так трепетно относится к своим национальным традициям, а здесь стараются их сохранить, уважают и чтят.
Мастер участка Нерсес приехал в Урай в командировку, но остался здесь навсегда
Из Грузии в Курган
Разнорабочий Елчин тоже трудится на строительстве новой школы. В Урай он приехал из Курганской области.
– Родителей из Грузии увез дедушка, сначала с целью заработка, – рассказывает Елчин. – Раньше там не было перспектив для карьерного роста и улучшения финансового состояния. И даже несмотря на то, что отец достойно зарабатывал, денег хватало лишь на коммунальные расходы и еду.
Прожив несколько лет в Курганской области, родители Елчина решили остаться там навсегда. Глава семейства устроился на стройку, а мама ухаживала за подрастающими малышами и следила за порядком в доме.
– Когда окончил школу, понял, что хочу пойти по стопам отца, – делится Елчин. – Да и многие мои друзья уже работали на стройках. Здесь безумно тяжело, и морально, и физически. Но все это возмещается, тем более когда знаешь, для чего и для кого ты строишь. Возможно, в этой школе будут учиться и мои дети тоже. Поэтому я понимаю, какая ответственность лежит на каждом из нас.
Как в сказке и повести
Из Таджикистана Азамчон тоже приехал на заработки. Правда, сначала он побывал на стройплощадках в разных уголках нашей страны.
– Мое трудовое путешествие началось в 2002 году, – улыбается он. – А в Урай попал десять лет назад. Устроился дорожным рабочим в «Варьеганнефтеспецстрой», укладывал асфальт на улице Южной, где сейчас располагается детский сад «Снежинка». С 2013-го постоянно езжу сюда на заработки и не могу насмотреться на все красоты города и страны.
Сегодня Азамчон трудится на строительстве детской зоны отдыха в микрорайоне Юго-Восточном. Он укладывает тротуарную плитку, бордюрный камень, совсем скоро приступит к монтажу малых архитектурных форм.
– В Урае с особым вниманием относятся к благоустройству, – подчеркивает он. – Мне нравится то, что здесь созданы все условия для комфортного проживания и воспитания детей. Город очень компактный и в то же время безопасный.
В 2020-м в окружном управлении по вопросам миграции Азамчон получил квоту на разрешение на временное проживание, спустя год – вид на жительство.
– Недавно прошел собеседование, и мне был присвоен статус носителя русского языка, – отметил он. – Перевез в Урай всю семью. Старший сын сегодня – абитуриент политехнического колледжа, поступает на автомеханика, троих младших устраиваем в гимназию. Жена работает, правда, по патенту.
Самым счастливым днем в своей жизни Азамчон называет 22 июня 2023-го.
– Мы всей семьей подали заявление на получение российского гражданства, – подчеркнул он. – Слово «Россия» для меня – крик души, потому что с детства мы воспитывались в любви к этой стране, к Советскому Союзу. В комнате моего дедушки до сих пор висят два портрета – Владимира Ильича Ленина и Иосифа Виссарионовича Сталина, как символ дружбы государств.
Азамчон признался, что всегда поддерживает российских спортсменов и испытывает гордость, когда звучит гимн страны, а на пьедестале почета – наши атлеты.
– Знаете, я прочитал много книг на русском языке, в них говорится о том, что русские всегда отличались добротой, отзывчивостью, тем, что в любой ситуации приходили на помощь. Это даже в сказках и повестях описывается, – говорит Азамчон. – И что самое интересное – все это прочувствовал на себе. Сегодня могу с уверенностью сказать, что Урай мне стал родным.
Фото автора