История о том, кто стучится в дверь ко мне

История о том, кто стучится в дверь ко мне
Даже если ребенок один дома, он не должен об этом сообщать

Мы продолжаем публиковать материалы в рамках реализации социально значимого проекта «Детство без бед». Напомним, он о том, как избежать рисков детям старшего дошкольного возраста и начальных классов. Именно в этот период, как утверждают специалисты, малыши больше всего предоставлены сами себе и могут попасть в сложную и неприятную ситуацию.

Часть первая

Иногда обстоятельства вынуждают оставить ребенка одного в квартире без присмотра взрослых. Конечно, речь идет не совсем о малышах, которым просто опасно находиться без мамы или папы. Речь – о детях младшего школьного возраста.

Периодически в интернете можно наткнуться на результаты социальных экспериментов, где родители, уверенные, что их дети никогда не откроют дверь посторонним, убеждаются в обратном. Даже те малыши, которым взрослые настоятельно говорили не открывать дверь незнакомым, открывали ее, если им сообщали, что пришел сантехник, газовщик, почтальон, мамина или папина знакомая, соседка с пятого этажа и т. д.

Мы с коллегами тоже решили провести эксперимент. Предварительно договорившись со взрослыми, разыгрывали небольшие сценки. Родители на время выходили из дома якобы по делам – в банк, в больницу, в магазин. Дети оставались в квартире одни.

– Открой дверь, это сантехник, – с такой легендой мы пытались уговорить детей открыть нам дверь в подъезд.

Трое из семи ребят, участвовавших в эксперименте, впустили незнакомца.

Семилетний Вова впустил «сантехника» в подъезд, когда тот на вопрос «Кто там?» – просто ответил: «Я». Затем мальчик не задумываясь открыл входную дверь квартиры.

Его маму такое поведение сильно обеспокоило.

– Я не знала, откроет он или нет, – поделилась Ангелина Васильева. – Конечно, я объясняла сыну, что это опасно, нельзя открывать дверь незнакомым. Но такие разговоры были давно, и, если честно, думала, что возвращаться к этой теме уже больше не придется. Ошибалась…

Еще одна мама, чья девятилетняя дочь Елизавета участвовала в эксперименте, рассказала о недавнем неприятном случае. Девочка впустила в квартиру сантехника, который уже был несколькими часами ранее у них дома.

– Он просто пришел чинить кран, – пояснила девочка, звоня маме.

Зато испытание с лжесантехником Лиза стойко выдержала – он так и остался стоять за закрытой дверью.

Стоит отметить, что четверо ребят в ходе эксперимента проявили осмотрительность – не впустили незнакомца и позвонили родителям. Один мальчик выпытал у него не только, зачем он пришел, но и полное имя, а потом позвонил папе и рассказал о неожиданном визите.

Часть вторая

Психолог Урайской городской клинической больницы Сергей Ляпченков объяснил, что дети открывают двери незнакомцам по разным причинам.

– Есть три фактора, которые влияют на эту ситуацию, – объясняет Сергей Владимирович. – Первый – в силу своей любознательности и интереса дети до восьми лет способны доверять абсолютно незнакомым людям. После восьми у ребят формируется критическое мышление, тогда они начинают осмысливать ситуацию, подходить к решению более настороженно. И это второй фактор.

Но в то же время, по мнению специалиста, в восьмилетнем возрасте не исключено и импульсивное поведение, когда человек сначала делает, а потом думает.

– Поэтому нелишним будет каждый раз, уходя из дома, напоминать, что можно, а что нельзя делать, пока рядом нет взрослых, – отмечает психолог. – Если ребенок нарушает эти правила, то оставлять его одного пока не стоит.

Третий фактор – послушание. Дети не понимают исключений: если они безоговорочно слушаются родителей, бабушек, дедушек, доверяют им, с большой вероятностью такой же подход будет распространяться и на остальных взрослых.

Также Сергей Ляпченков советует в непринужденной форме проигрывать различные ситуации, с которыми может столкнуться ребенок, когда взрослых не будет рядом.

– Можно нарисовать рисунки, посмотреть небольшие мультфильмы или видеоролики на темы, касающиеся безопасности детей, – продолжает он. – Обязательно проговорить все действия, которые совершают герои. Такая форма работы эффективна для малышей до восьми лет. После этого возраста необходимо постоянно напоминать алгоритм правильного поведения в той или иной ситуации. Например, постучали в дверь – не открывать, посмотреть в глазок, спросить, кто пришел. Если незнакомый человек – позвонить маме или папе. И возвращаться к этим разговорам следует не реже чем раз в три месяца.

Психолог также отметил, что наиболее подвержены риску впустить незнакомого человека в квартиру дети шести–восьми лет. А все потому, что бывают плохие люди, которые оказываются еще хитрее, чем волк из сказки «Волк и семеро козлят». Незнакомцы могут представиться сантехником или почтальоном, попросить срочной помощи врача, сказать, что проводят рекламную акцию и для каждого у них есть подарки. А еще могут попросить вынести молока котенку, который очень хочет кушать.

Конечно, все это может оказаться и правдой. И взрослые сначала рассердятся, но те, кто ценит безопасность, поймут ребенка и не станут его ругать. Ведь сантехник или почтальон может прийти и в другой раз, папин друг может подождать и на площадке, и у подъезда, а котенку могут дать молока взрослые соседи.

– В случае если незнакомец стучит или звонит в дверь, ребенок должен смело сказать: «Я не могу вам открыть, родители мне запрещают. Сейчас спрошу у них разрешения», – отмечает врио начальника по делам несовершеннолетних ОМВД России по Ураю Ксения Ежова. – Так стоит сказать, даже если на самом деле никаких родителей дома нет. Если за дверью недобрый человек, он поспешит уйти, чтобы не встречаться со взрослыми. Если же он не уходит и продолжает настаивать, чтобы ребенок открыл дверь, нужно сразу позвонить родителям.

Правоохранители также рекомендуют научить детей нескольким правилам.

– Если малыш дома один, он не должен открывать дверь никому, кроме родителей, у которых, как правило, есть ключи, – подчеркивает Ксения Ежова. – Не нужно открывать и своим знакомым, прихода которых не ждали. Если посторонний пытается сломать дверной замок, нужно поднимать шум: кричать о помощи, бить по батареям, обязательно звонить родителям и в полицию по телефону 102 или в единую дежурно-диспетчерскую службу – 112.

Кстати, полицейские помогают родителям подготовить детей к потенциально опасным ситуациям. Они проводят профилактические мероприятия, разрабатывают и распространяют памятки, организуют лекции и выступления, как на родительских собраниях, так и перед школьниками, особенно учащимися начальных классов. Но все-таки ответственность за безопасность наших детей лежит в первую очередь на плечах родителей.

Фото автора

***

Наглядный пример для детей:

в очередной раз, когда в дверь постучат, взрослому нужно позвать ребенка. Пусть он посмотрит, как взрослый ведет себя в этой ситуации:

– спрашивает, кто пришел;

– получив ответ, обязательно смотрит в дверной глазок, чтобы убедиться, что пришедший тот, кем представился (например, папа). Здесь нужно предложить и ребенку удостовериться

и взглянуть в глазок, что пришел действительно папа;

– лишь после того как ребенок скажет, что за дверью папа, его можно впускать.

***

Научите ребенка отвечать на вопросы и просьбы:

– человек просит помощи, объясняет,

что это срочно – пусть ребенок предложит

ему позвонить из квартиры соседей,

пусть ему помогут взрослые;

– человек не уходит, кричит, настаивает

или угрожает – ребенок должен позвонить родителям и соседям и рассказать,

что происходит.

 

Проект «Детство без бед» реализуется на средства гранта Департамента внутренней политики Ханты-Мансийского автономного округа ‒ Югры


Зарегистрируйтейсь, чтобы участвовать в обсуждении.

Полезные ссылки