Мелодия на всю жизнь

Мелодия на всю жизнь
Для педагога каждый ученик – лучший

Разговорившись с преподавателем по классу фортепьяно Детской школы искусств Еленой Родыгиной, я прежде всего поинтересовался судьбой одного из ее учеников, яркой звездой, блиставшей на отчетных концертах музыкального отделения школы, Серафимом Цикулаевым.

– Он уже третий год обучается в Балтийском филиале Центральной музыкальной школы и планирует поступить в консерваторию, – успокоила Елена Ивановна.

– Стало быть, он выбрал для себя музыкальную карьеру. А вообще, как воспитывается и растет талант, от чего зависит успех?

– Прежде всего это труд самого ребенка и очень большое участие, помощь родителей. Они должны вести его в направлении, которое он выбрал, и помогать ему. Родители у Серафима потрясающие, у него замечательная мама, которая буквально живет его жизнью.

Настоящий самородок, в школу он пришел как обычный ребенок, и за время обучения у него развился абсолютный слух. Серафим – очень целеустремленный молодой человек и талантлив во всех областях.

– Вы упомянули и самого ребенка, и родителей, но как-то упустили саму себя.

– Это все вкупе. Если ребенок хочет, мама помогает, то педагог только ограняет этот талант, развивает его.

Я и сама росла вместе с Серафимом. Это и поездки на конкурсы – всероссийские, международные, и необходимость самой развивать свой творческий и педагогический потенциал. Работа с ним заставила меня много читать, слушать много музыки.

– Когда-то и вы сами пришли в музыкальную школу. Или вас привели родители?

– Нет, сама. Я очень хотела заниматься музыкой. Само-стоятельно пришла на экзамены, поступила в нашу, урайскую музыкальную школу, и именно по классу фортепьяно, и окончила ее.

Родители были далеки от музыкального искусства, но всегда поддерживали меня. Купили пианино, в то время в кредит, в Урай его привезли на барже. И занести инструмент в квартиру – это тоже была целая эпопея.

Вообще, отец, брат, впоследствии муж и дочь (а она тоже окончила нашу школу, с красным дипломом) всегда поддерживали меня.

А выбором профессии я, конечно, обязана своему педагогу Наталье Александровне Прясловой. Она увидела во мне что-то, вела, рекомендовала поступать в училище и даже съездила со мной на экзамены.

В 1984 году вернулась в школу уже как педагог. Потом заочно окончила Уральский государственный педагогический университет, потому что поняла, что недостаточно первого образования. И никогда не жалела о своем выборе.

– Вам повезло. Но что, если у ребенка таланта просто нет?

– Талантливы все дети – я в этом абсолютно уверена. Бесталанных детей нет. Надо просто найти у него способности и правильно его направить.

Я думаю, если ребенок чего-то хочет, родители должны просто его поддержать. Бывает, что взрослые люди, которые в детстве не смогли в чем-то реализовать себя, подсознательно хотят, чтобы за них это сделал их ребенок. Приводят его, не спросив: а что он сам хочет. И в результате получается, что, занимаясь, он словно отбывает повинность.

Я всегда говорю: найди себя! Хочешь танцевать – танцуй, хочешь рисовать – рисуй! Найти себя – это главное в жизни. И нельзя даже пытаться перебороть, переломить его.

– Насколько близка классическая музыка современным детям? И как сформировать у них интерес к ней?

– Я думаю, только своим примером. На уроках мы слушаем классику, обсуждаем ее. Сама я люблю творчество Эдварда Грига.

Современным детям, считаю, в основном ближе всего творчество Иоганна Себастьяна Баха и Людвига ван Бетховена. Бах – это высший пилотаж, это мышление, это совершенная музыкальная речь. Причем понятная детям. Ну а Бетховен – очень яркий композитор. В его творчестве столько граней музыкального языка! Кстати, Серафим очень много играл Бетховена – ярко, эмоционально, зажигательно.

– Не секрет, что профессию, связанную с музыкальным искусством, выбирают не все ваши выпускники…

– Не всем быть музыкантами и педагогами. Но, зная о своих выпускниках, я убеждаюсь: музыкальное образование еще никому не помешало. В жизни все они нашли себя.

«Никогда не знаешь, как именно музыкальная школа пригодится в жизни», – говорю я своим ученикам.

Вообще, выпускники, которые окончили школу и десять, и пятнадцать лет тому назад, часто приходят ко мне. Иногда семьями, знакомят с супругами. И оказывается, что у многих мужья тоже окончили музыкальную школу, что они – на одной волне и дома играют в четыре руки. И своих детей тоже приводят учиться на музыкальное отделение.

– Насколько музыка присутствует в культуре города и вообще в урайском дискурсе?

– После недавнего концерта в честь Международного дня музыки мы с коллегами отметили, что среди слушателей были люди, совершенно не связанные с нашей школой, – и пожилые, и молодые.

Музыкальное искусство сейчас как-то особенно востребовано. Хотя еще лет пять назад все было действительно плохо, нас просто не хотели слушать.   Люди вдруг ощутили, что музыкальное искусство в Урае есть и оно хорошее.

Фото автора


Зарегистрируйтейсь, чтобы участвовать в обсуждении.

Полезные ссылки