К вершинам мастерства

К вершинам мастерства
Воспитанники Татьяны Сырбаковой сами выращивают бархатцы для клумб

Учитель географии шестой школы Евгения Москвичева и воспитатель детского сада № 21 Татьяна Сырбакова представили Урай на региональном этапе Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог года Югры – 2024».

Учить с изобретательностью

Перед тем как отправиться в округ, педагоги прошли отборочные испытания на муниципальном уровне.

Евгения Москвичева представила наш город в номинации «Педагогический дебют». Учитель работает в школе три года, и профессиональный конкурс, в котором она участвовала впервые, являлся для нее возможностью приобрести ценный опыт.

– Мы принимали участие в различных мастер-классах, обсуждениях. Члены жюри давали нам наставления и ценные советы. Конкурс проводился на базе Сургутской школы № 10 с углубленным изучением отдельных предметов. Школа потрясающая, замечательные дети, организация на высшем уровне! – делится она.

У Евгении любопытная история прихода в профессию.

– Учителем я стала не сразу, – признается она. – Когда я получала свое первое образование, биолога, то с группой студентов часто выезжала в школы для того, чтобы знакомить ребят со своей профессией. У нас был такой проект, который длился в течение трех лет. Мне настолько понравилось общаться с детьми, что я решила уйти в педагогику. Окончила магистратуру в Уральском педагогическом университете и стала работать в школе, о чем нисколько не жалею.

Евгения Москвичева с учениками шестой школы проводит мастер-класс для главы региона Натальи Комаровой

Несмотря на свой еще совсем небольшой стаж, Евгения уже имеет собственные наработки, которыми охотно делится с коллегами.

– Я использую методику, которая называется «Теория развития изобретательских задач». То есть стремлюсь развивать в детях креативный подход, фантазию и гибкое мышление, – рассказывает учитель.

Коллега Евгении, Татьяна Сырбакова, представила Урай в номинации «Воспитатель года дошкольной образовательной организации».

Педагог признается, что старается научить своих маленьких подопечных вечным истинам: доброте, честности, сопереживанию.

Будучи еще совсем девчонкой, Татьяна точно знала, что станет воспитателем. Уж очень ей нравилось приглядывать за младшими ребятами во дворе. Дома она всегда с удовольствием оставалась с младшей сестренкой, пока мама была на работе. Недолго думая, сразу после школы, Татьяна  устроилась нянечкой в детский сад. Параллельно училась в колледже – на дошкольном направлении. Вскоре способную девушку заметили и предложили работать воспитателем. С 1996 года, почти четверть века, она трудится в детском саду «Лукоморье».

Татьяна уверена, что любой педагог должен обязательно быть немного психологом.

– Очень важно умение чувствовать детей, понимать их. Это приходит с годами. Детки все очень разные, каждый из них – это целый неповторимый и удивительный мир, в каждом – своя изюминка. Важно уметь ее разглядеть, а потом найти подход именно к этому малышу.

О богатырях и динозаврах

Одна из первых в саду Татьяна Сырбакова освоила новаторскую обучающую программу по системе Монтессори.

– Основной принцип знаменитого итальянского педагога Марии Монтессори, которая разработала этот подход, – сделай сам. То есть ребенок учится самостоятельно действовать, мыслить, проявлять инициативу, – поясняет Татьяна.

Евгения уверена, что нашла свое призвание, став учителем географии

Вместе с элементами системы Монтессори воспитатель внедряет еще одну инновационную программу для дошколят, которая называется «гибкое планирование». Именно этим опытом работы педагог поделилась со своими окружными коллегами на конкурсе.

– Суть в том, что дети сами выбирают темы, которые им интересны, – поясняет Татьяна. – У нас в группе есть специальная доска, разделенная по дням недели. Ребята сами размещают на ней свои предложения, пишут интересующие их темы либо просят воспитателя написать под их диктовку.

Темы для изучения ребятишки предлагают самые разные.

– На этой неделе, к примеру, мы изучаем всё, что связано с богатырями, их обычаями, традициями, подвигами. Ранее ребятишки заинтересовались темой индейцев. Несколько дней мы здесь устраивали соревнования между племенами, строили вигвамы и даже пытались смастерить каноэ (смеется). До этого изучали динозавров. Рассуждали и делились друг с другом версиями, от чего они все-таки вымерли – от падения метеорита или от смены полюсов?

Иногда дети задают неожиданные и совсем непростые вопросы.

– Как-то ребята попросили рассказать им о Боге. Само собой, мы отправились знакомиться с различными религиями – сходили на экскурсии в храм и мечеть. Естественно, с позволения родителей, – рассказывает Татьяна.

Каждую тему ребята вместе с воспитателем могут изучать до тех пор, пока не исчезнет интерес. Неважно, один день или две недели, главное – удовлетворить детское любопытство.

– Конечно же, и родители приходят на помощь. Вместе с детками готовят дома доклады, которые мы потом вместе слушаем, – добавляет педагог.

Татьяна готовит к выпуску уже четвертую группу дошколят. За это время педагог приобрела серьезный опыт.

– Важно давать детям возможность самостоятельно изучать окружающий мир. Настолько, насколько это возможно. Это залог правильного развития, – уверена педагог. – Детям надо все потрогать, проверить, почувствовать: побегать по лужам, испачкаться в муке, замешивая вместе с мамой тесто… По сути своей те образовательные программы, которые мы внедряем, нацелены именно на это – давать ребятишкам больше свободы действий.

Педагоги – люди творческие. Евгения с коллегами на городском фестивале «Свежий ветер»

В детском саду малыши учатся готовить из тех продуктов, которые принесли сами, а потом с удовольствием пробуют то, что у них получилось. И как по волшебству салат из капусты, сделанный собственными руками, пусть даже не такой красивый, вдруг становится намного вкуснее маминого. В садике можно даже научиться забивать гвозди, хотя дома папа не разрешает брать молоток.

– Я вижу положительный эффект от таких занятий. Дети буквально на глазах становятся более самостоятельными, инициативными, любознательными, – говорит педагог. – Это же замечают и родители.

По итогам конкурса Татьяна Сырбакова стала победительницей заочного этапа в номинации «Лучшее интернет-портфолио».

Фото автора и из личного архива Евгении Москвичевой


Зарегистрируйтейсь, чтобы участвовать в обсуждении.

Полезные ссылки